Раиса Федотова
Приобщение детей к народной игровой культуре
Приобщение детей к народной игровой культуре
Уже очень давно игра отделилась от магических действий первобытного человека и начала свою самостоятельную жизнь. Через игровые действия человек приближается к пониманию законов мироздания и даже пытался повлиять на их ход. Обязательным было присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей. Они помогали преодолевать монотонность будней. Дети в игре начинают познавать окружающий мир и самих себя, учатся общению, выплескивают во внешний мир переполняющие их эмоции.
Публикация «Приобщение детей к народной игровой культуре» размещена в разделах
Игра, ярко отражает внутренний мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское общество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание; а значит, обедняется и внутренний мир ребенка.
В этой ситуации обращение к народным играм поможет педагогу в работе с детьми.
С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: развивается мышление, память, внимание, закрепляются навыки общения, формируется эмоциональная сфера и т. д.
Сопровождающая народные игры речь – это настоящая сокровищница педагога. Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Ребенок ощущает себя почти волшебником, творящим заклинание. Игровые слова уже сами по себе могут активизировать, успокаивать и т. д. Дети познают через слово творчество, игру со словами и звуками свой язык. Язык превращается в забавную веешь, которую можно перевернуть вверх тормашками, покатить, попробовать на вкус. Благодаря этому формируется речевой аппарат, обогащается словарь.
Большинство народных игр относится к играм с правилами. Соблюдение правил необходимое условие продолжение игры и бесконечный источник выяснения отношений между детьми. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.
Диапазон применения народных игр в повседневной работе с детьми очень широк. Решать многие задачи с их помощью могут воспитатель и методист, музыкальный руководитель и логопед на ежедневных занятиях, прогулке, при подготовке к праздникам.
С приходом игр жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее, гармоничнее.
Хорошо владеющей игровыми навыками педагог сможет достичь с их помощью самых разнообразных целей:
активизировать память, внимание, мышление;
подготовить детей к определенному виду деятельности;
решить сугубо психокоррекционные задачи: замкнутость, гиперактивность, наладить внутригрупповые отношения и т. д;
выявить особенности межличных отношений и их динамику.
Рассмотрим некоторые из игр.
*Дорожки*
На полу (земле, песке) выкладываются дорожки различных форм и протяженности. Цель: пройти или пробежать, как можно меньше отклоняясь от рисунка.
Игра способствует развитию координации движений, можно задать необходимую физическую нагрузку (пробеги, пройди медленно, пронеси ватный шарик, колокольчик и т. д.). поможет игра на занятии по рисованию, ориентировке в пространстве и т. д.
*Почта*
Ведущий кричит: «Дзинь – дзинь – дзин!»
Кто там?
Почта.
Откуда?
Из города N.
А что там делают?
Танцуют (поют, плачут и т. д.)
Все играющие сразу же должны изобразить названное действие. Кому не удается, тот должен исполнить роль зеркала.
Игра подходит для детей 5-7 лет, направлена на развитие эмоциональной выразительности, тренирует внимание.
*Курочки*
Все игроки – курочки стоят в ряд. Хозяйка стоит в стороне, обращается к Куме:
Кума, не видала ли ты мою курочку?
А какая она?
Хозяйка описывает курочку и бежит ловить ее. И так пока всех не поймает.
Игра способствует активизации словаря, речи, воображению, наблюдательности; развивает эмоциональную сферу; помогает установлению доброжелательных отношений в группе.