Людмила Жидкова
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
г. Новозыбкова»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ
«ВЫ СЛЫХАЛИ О ВОДЕ? ГОВОРЯТ, ОНА ВЕЗДЕ…»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Жидкова Людмила Александровна
Публикация «Конспект занятия для детей старшей логопедической группы „Вы слыхали о воде? Говорят, она везде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Новозыбков
2018
Программные задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; о её значении в жизни человека.
Закреплять знания о свойствах воды, умение высказывать аргументированные суждения; самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; обогащать активный словарь словами, определяющими свойства воды.
Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, навыки экспериментально-исследовательской деятельности детей.
Воспитывать интерес к самостоятельному проведению опытов и экспериментов; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к воде.
Материал: глобус, разные по форме прозрачные сосуды, воздушный шар, прозрачные стаканы, ложки, таз с водой, модели свойств воды, Капелька (воздушный шарик голубого цвета в форме капли, апельсины (в кожуре и очищенные);фланелеграф, модели-схемы к опытам, д/и «Кому нужна вода?»;
Костюм «Капельки»,шапочки-маски «капелек».
Техническое оснащение: проектор, ноутбук, слайды и видеоролик о воде. Звуковое письмо от «жителей планеты «Сухаряшка»
Ход ОД
Дети под музыку входят в муз. зал.
В. : Ребята, давайте возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших ладошек, улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
(Воспитатель обращает внимание детей на глобус.)
В. : Ребята, посмотрите, что перед вами? (глобус). Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли).
В. : Если мы станем вращать глобус, то можно увидеть разные континенты, страны, океаны, моря, реки и озёра. А какого цвета на глобусе больше всего?
(голубой, синий) Что означает этот цвет? (воду). Большая часть нашей планеты покрыта водой. Как вы думаете, для чего нужна вода? (ответы детей). Давайте о ней расскажем.
1-й реб. :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде :
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2-й реб. :
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В. : Ребята, а хотите ли вы узнать как важна и необходима вода для всего живого на Земле (Дети подходят к экрану. Просмотр фильма.)
В. : Ребята, вам понравился фильм? О чём он? (о важности воды на планете).
Звучит звуковой сигнал.
В. : Ребята, нам пришло какое-то сообщение. Оно непростое, голосовое. Давайте послушаем.
Голосовое сообщение: «Жители Земли! К вам обращаются жители планеты Сухаряшка. Мы решили прилететь на вашу планету и высушить всю воду. Нам она не нравится_ ведь она такая мокрая!»
В. : Что же нам делать? (предложения детей). А давайте мы расскажем и покажем сухаряшкам, какое вода очень важное интересное вещество, которое обладает удивительными свойствами. Вы согласны? (да).
Звучит музыка. Входит Капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я всё слышала, и решила вам помочь. Мы не допустим, чтобы вода исчезла с нашей планеты.
В. : Конечно не допустим. Мы расскажем о воде так, что сухаряшки захотят, чтобы вода появилась и на их планете.
Капелька: Ну что, ребята, вы готовы? (да). У меня для вас кое-что есть.
Берёт поднос со стаканчиками.
Капелька: Давайте попробуем воду и определим, какой у воды вкус.
В. : Какого вкуса вода у тебя, Настя? А у тебя, Карилл? А у Даши? Какой мы можем сделать вывод? (вода не имеет вкуса). Если вода не имеет вкуса, значит она какая? (безвкусная).
В. :Тоня, прикрепи схему, а Капелька тебе поможет.
В. : А теперь, ребята, пройдите за столы, становитесь по три человека. Возьмите стаканчик с водой. Понюхайте воду в стаканчике. Чем пахнет у тебя вода, Стас? А у тебя, Полина? А у тебя, Вадим? Какой мы можем сделать вывод? (у воды нет запаха). Лёша, прикрепи с Капелькой схему.
В: А теперь определим, какого вода цвета. Возьмите ложку и опустите её в стакан сводой. Ложка видна или нет? У тебя, Лёша, видна? А у тебя, Ваня? (видна). Какой мы можем сделать вывод? (вода не имеет цвета, она прозрачная). Если она не имеет цвета, значит она какая? (бесцветная). Прикрепим схему.
В. : У вас на столе лежат кусочки сахара. Положите по кусочку в свои стаканчики. Размешайте ложкой. Что происходит? (сахар растворяется). Какой стала вода? (сладкой). Что можно сказать о воде? Каим свойством она обладает? (она может растворять некоторые вещества). Какие ещё вещества она может растворять? (соль).
Капелька: ребята, давайте мы с вами немного отдохнём о поиграем.
Дети надевают шапочки. Игра «Капельки».
Капелька: Мы свами маленькие капельки воды. Капельки путешествуют по свету (дети хаотично передвигаются по залу). Капельки собираются и образуют ручеёк (дети становятся друг за другом и идут). Ручеёк течет и впадает в море (берутся за руки, образуя круг). Море становится всё больше и больше и превращается в океан (делают большой круг). Вы все- частички воды в огромном океане, которые с свободно передвигаются (дети хаотично ходят по залу). Вас замораживают и вы превращаетесь в льдинки (останавливаются). Вам холодно, и вы хотите согреться (обнимаются). Светит солнышко, и вы снова превращаетесь в капельки воды. Солнышко греет всё больше и больше, и вы поднимаетесь в небо (тянут руки вверх).
Капелька: Мне понравилось с вами играть, но мне пора спешить. Я оставлю вам свою подружку- капельку. Она будет дальше вам помогать. До свидания, ребята! (Уходит).
В. : Ну а мы продолжим, ребята? Занимайте свои места за столами. Сейчас мы с вами узнаем, какую форму имеет вода. На малениких подносах у вас стоят разные ёмкости, стаканчики, баночки. Возьмите их и из бутылочек налейте в них воду. Какой формы вода получилась у тебя, Кирилл? А у тебя, Даша?. Какой мы можем сделать вывод? (вода принимает форму той ёмкости, в которую её наливают, а сама вода формы не имеет). Прикрепим схему.
В. :Поставьте перед собой тарелки. Осторожно наливайте воду из бутылок в них. Как вода из бутылочки попадает в тарелку? У тебя, Настя? А у тебя, Егор? (льётся, течёт). Вода обладает текучестью. Повтори, Полина, Вадим. Прикрепим схему.
В. : У меня для вас есть игра. Отдохнём и поиграем?
Игра «Какая вода?» (Дети становятся в круг, и, предавая шарик, называют, какая бывает вода: чистая, прозрачная, холодная, сладкая ит. д.).
В. : Ребята, а хотите узнать, каким ещё интересным, даже волшебным свойством обладает вода? Подойдите ко мне. (дети подходят к столику, на котором стоит таз с водой). Кирилл, подойди и посмотри в таз, что ты видить? Тоня, подойди к Кириллу. А теперь что видно? (отражение). Какой можно сделать вывод? (вода способна отражать предметы). Прикрепим схему. А где ещё можно увидеть своё отражение? (в зеркале).
В. :А теперь давайте подойдём к нашим схемам, и перечислим, свойсва, которыми обладает вода.
Дети подходят, называют свойства.
В. : Как вы думаете, поняли ли Сухаряшки, что вода- это удивительное вещество, обладающее волшебными свойствами?
Звучит сигнал.
В. : Снова пришло голосовое сообщение, и, кажется, оно от сухаряшек. Послушаем?
Сообщение: «Жители Земли! Спасибо, что вы так интересно рассказали о воде. Теперь и на нашей планете появится вода. До свидания, друзья!»
В. : Ребята, у нас получилось! Мы спасли нашу планету! Как вы думаете, вода нужна всем? А кому именно? Давайте посмотрим и назовём.
Игра «Кому нужна вода?»
В. : Как вы думаете, нужно беречь воду? Как её нужно беречь? Вам понравилось наше сегодняшнее приключение? А что именно вам понравилось?
Нам пора возвращаться в группу, и я надеюсь, вы теперь знаете, какое важное значение имеет вода на нашей планете, и как необходимо бережно к ней относиться.
Уход детей.
Самоанализ
Организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе
«Вы слыхали о воде? Говорят, она везде….»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №19» Жидкова Людмила Александровна
Данная образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 6лет, присутствовало 12 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. ОД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические особенности детей, наметила цель, задачи, содержание ОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ОД построила в форме поисково-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное «Физическое развитие».
Цель ОД: активизировать знания детей о свойствах воды и значении её для всего живого на Земле
Программные задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; о её значении в жизни человека.
Закреплять знания о свойствах воды, умение высказывать аргументированные суждения; самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; обогащать активный словарь словами, определяющими свойства воды.
Образовательные задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; о её значении в жизни человека.
Развивающие задачи:
• Развивать:
- связную речь детей (диалогическая и монологическая);
-память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать интерес к самостоятельному проведению опытов и экспериментов; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к воде.
Методы ОД:
1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации)
2. Наглядно-демонстрационный метод (просмотр видеоролика по теме)
3. Проблемная ситуация
6. Практический метод обучения опытно-исследовательская деятельность)
Здоровьесберегающие технологии посредством экологического воспитания.
Формы работы:
Используемые технологии:
1. Информационно – коммуникационные технологии;
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Экспериментально-поисковая.
игровые
Структура НОД:
I Вводная часть – 3 минут (проблемная ситуация)
II Основная часть – 15 минут (опыты, игры)
II Заключительная часть – 2 минуты (обобщение и закрепление)
Логичность построения ОД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность ОД –25 минут, что соответствует нормам САН ПиН.
I.В водной части НОД была поставлена проблемная ситуация, что послужила мотивацией для детей и эмоционально настроила их на продуктивную деятельность.
II. В основной части детям предлагались вопросы (опытно-экспериментальная деятельность)
Считаю, что выбранная форма организации ОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ОД, выполнение практических опытов помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ОД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
III. В заключительной части НОД провела д/и с детьми в вопросно-ответной форме с целью, обобщения и закрепления полученных знаний.
Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия с использованием ИКТ, пособия для опытов, д/и, подвижная игра. Анализируя деятельность детей, отмечу, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены.
Дети порадовали тем, что проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь.
Программные задачи были решены, ОД своей цели достигла.