Булах Маргарита Станиславовна
Конспект занятия «Знакомство со звуками и буквой «М». Путешествие в сказку «Маша и Медведь» для детей старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на тему: «Знакомство со звуками и буквой М. Путешествие в сказку «Маша и Медведь».
Цель:
познакомить детей с буквой М и звуками, которые она обозначает.
Задачи:
• познакомить детей с твердым и мягким согласными звуками [м] - [м’];
• учить дифференцировать звуки [м] - [м’] в словах, интонационно выделяя их;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуками и буквой „М“, Путешествие в сказку „Маша и Медведь“ для детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
• учить выполнять позиционный анализ звука в слове (начало, середина, конец);
• учить выразительно читать стихи, потешки, произносить скороговорки и чистоговорки, пользуясь логическими паузами, ударениями;
• способствовать формированию интереса к речевой деятельности, самостоятельности и инициативы в решении познавательных задач.
Оборудование: настольные зеркала, карточки с изображением буквы М; предметные картинки слов со звуками [м] - [м’]; игрушки: домик, мышь, молоток, гном, мишка, лимон домино, альбом, помидор, морковь, матрешка; звуковые линейки, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие (стих)
Логопед:
Я учу детей читать,
Быстро, грамотно писать,
Говорить все звуки внятно,
Так, чтоб было всем понятно.
Кто я? Дайте мне ответ.
Я учитель-…
Дети: логопед.
Логопед: Правильно. А чему мы учимся на логопедических занятиях?
Дети: Выговаривать звуки, знаки с буквами, учимся читать, рассказывать…
II Сообщение темы занятия.
Логопед: Мы уже знаем много звуков и букв, которые эти звуки обозначают. Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком. Послушайте загадку:
Га-га-га – кричит гусенок.
Иго-го – наш жеребенок.
И давно известно всем,
Что мычит корова…
Дети: М-м-м
III Характеристика звуков [м] - [м’]
Появляется корова. Дети перед зеркалами тренируются произносить звук. Логопед уточняет артикуляцию твердого и мягкого звуков (губы чуть-чуть тянутся). Звук согласный, воздух встречает препятствие в виде губ.
А вот и буква, которая обозначает звуки [м] - [м’].
Стих, на что похожа буква М.
Буква М с двумя ногами.
И давно известно всем,
Что мычит корова …м-м-м.
Логопед:Хотите вы узнать больше об этих звуках, уметь составлять слова, отгадывать загадки?
Дети: Да, хотим.
Логопед :Чтобы узнать, в какую сказку мы поедем, отгадайте загадку:
Возле леса на опушке
Зверь большой живет в избушке,
С ним девчушка озорная
Шаловливая такая.
Мишка любит ее очень,
Как свою родную дочку.
Отгадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?
Дети: Маша и медведь.
Логопед: Правильно, ребята. А на чем мы поедем в сказку? Назовите транспорт, в котором есть звуки [м] - [м’].
Дети: метро, машина, маршрутка…
Логопед: Молодцы! Поедем на машине. Дети садятся в машину, получают билеты и занимают места первые, последние, в середине, согласно билетам.
IV Произношение звуков [м] - [м’] в словах и предложениях.
Звучит веселая музыка. Дети едут на машине и артикулируют. Логоритмика со звуком М.
Мед в лесу Медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
Логопед: Мы в лесу! Кто там вышел из избушки, нас встречает у опушки?
Появляется сердитая девочка Маша.
Дети: Маша, а почему ты такая сердитая?
Машенька: Очень долго я играла,
Все игрушки разбросала.
А теперь пора опять
Все игрушки убирать.
Очень скучная работа,
Убирать мне неохота.
Мишку бы не огорчить,
Как же мне, ребята, быть?
Игры на выделение звуков [м] - [м’] в словах.
Логопед: Наши дети не просто помогут тебе убрать вещи, но и научат различать слова, в которых есть звук М, и в которых его нет.
Дети поочередно убирают предметы в 2 корзины. Выделяют звук, артикулируют и говорят, присутствует он в этом слове или нет (10 слов).
Мыло, книга, маска, апельсин, мочалка.
Маша: Вот как чисто в комнате. Спасибо, ребята.
Появляется Медведь.
Медведь: Ой, как чисто! Неужели сама убрала! А у нас гости? Кто Вы, откуда?
Дети: Мы ребята из детского сада. Специально приехали к вам в сказку, чтобы узнать побольше о звуках [м] - [м’].
Медведь: Да-а! Я этот звук очень люблю. Как вы думаете – почему?
Дети: в словах мед и малина живут звуки [м] - [м’]. Только в слове малина звук М –твердый, а в слове мед звук М – мягкий.
Медведь: какие-то еще мягкие, твердые… Я вот знаю, мед –жидкий, а малина – сладкая.
Игры на различие звуков [м] - [м’].
Логопед: Садись, Мишка, с нами. Мы тебя научим и поиграем в нашу любимую игру «Лед и травка». Если в слове 1-ый звук – твердый, как лед, покажем кулачок. Если 1-ый звук –мягкий, как травка, то присядем и покажем травку.
Дети определяют на слух твердые и мягкие звуки в названии картинок мед, море, морковка, медвежонок, мост.
Игра «Доскажи словечко».
Мишка плачет и ревет
Просит пчел, чтоб дали (мед).
Руки девочка помыла,
Ей понадобилось (мыло).
Растет она в саду, в лесу
На зеленом кусту.
Богата витамином
Ягода (малина).
Говорит мартышка мышке
Я в гостях была у (мишки).
Лето жаркое придет,
Солнце яркое печет.
Я ребята вскоре
Отдыхать поеду к (морю).
Быстро и ловко
Зайчик грыз (морковку).
В черном поле заяц белый
Бегал, прыгал, петли делал.
След у зайца тоже бел.
Кто же этот заяц? (мел)
Физкультминутка.
Игра «Живые буквы».
Дети передвигаются под музыку. Музыка останавливается, дети принимают конфигурацию какой-либо буквы.
Появляется Маша.
Маша: Ох, устала же я! Так мне этот звук понравился, что я все предметы, в которых он есть, собрала. Вот какой большой мешок я вам принесла.
Позиционный анализ звуков [м] - [м’] в словах.
Логопед: Умница, Маша! Предлагаю интересную игру. Ребята на ощупь узнают предметы и определяют место звука в слове. Если звук первый – положим его в первый ящик, если звук в середине – во второй, а если звук в конце – то в третий.
Маша по очереди подходит к детям и предлагает узнать предмет и определить место звука в слове.
Дети выполняют задание. Логопед дает оценку выполнения задания.
Логопед: В игры разные играли,
Звуки [м] - [м’] узнали.
Мы предметы собирали.
Как, ребята, не устали?
Раз устали, то пора
Возвращаться детвора.
Славно мы повеселились,
С Машей, Мишкой подружились.
Ждет машина – по местам.
До свиданья – машем вам!
Дети прощаются с Машей и Медведем. Медведь благодарит детей, выносит им на подносе лакомство – мармелад (звуки [м] - [м’]). Дети изображают поездку на машине, говорят чистоговорку (громко, тихо, шепотом).
Работа над зрительным восприятием.
В группе дети садятся за столы. У них на столах карточки с изображением буквы М.
Логопед: Прошу вас, ребята, нарисовать то, на что похожа буква М. Превратите ее в какой-нибудь предмет.
Звучит негромкая музыка. Дети работают.
Итог занятия.
Логопед подводит итоги занятия, дает оценку деятельности детей.
Прощание.