Рыковец Елена Васильевна
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом»
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
познакомить с элементами русского национального костюма : женского и мужского, символикой вышивки;
обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов : рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;
расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);
развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.
воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.
Ход занятия
I часть. Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.
Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»
Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»
Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде.
- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали. А помогут мне мои помощники, вот они - красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, в чём они одеты.
- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).
В: Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.
- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).
- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).
Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.
II часть. Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).
Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки. Сначала отгадывают девочки:
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан).
Загадка для мальчиков:
Рукав длинный иль короткий,
Планка иль косоворотка.
На груди – кармашки.
Что это? (Рубашка).
Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).
III часть. Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины» :
Стала Маша гостей созывать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,
И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,
Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,
Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,
А Митрошечка: ну, пожалуйста! (покачивает подушечку мизинца на каждое слово - 4 раза).
Стала Маша гостей угощать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,
И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,
И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,
И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,
А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).
Стала Маша гостей провожать: (хлопки в ладоши на каждое слово).
- Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,
Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,
Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,
Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,
А ты, Митрошечка, моя крошечка,
Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).
Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.
IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.
Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!
Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?