Наталья Дуглава
НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы.
Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».
Цель: формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.
Программное содержание:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный костюм. Аппликации
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Обучающие задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Продолжать учить детей различным приёмам вырезания ножницами, аккуратному наклеиванию мелких деталей, соблюдая заданный порядок чередования, узор.
Развивающие задачи: развивать умение внимательно слушать и запоминать новую информацию. Развивать умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, видеть их красоту.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы, иллюстрации русского народного костюма, кукла бибабо – бабушка, заготовки для аппликации (шаблоны кукол, цветная бумага с нарисованными контурами геометрических фигур, клей, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки, вдоль которых, взявшись, за руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!
- О чем стихотворение? (о Родине)
- В какой стране мы живем? (в России)
- Назовите столицу нашей России? (Москва)
- В каком городе мы живем? (в Москве)
Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, ездим на машине, летаем на самолете, разговариваем по телефону, смотрим телевизор, играем на компьютере и делаем многое другое, что раньше люди не делали. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.
- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)
- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)
- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев, из рассказов бабушек и дедушек).
- Какую носили одежду? (ответы детей)
Появляется бабушка (кукла бибабо) в русском народном костюме.
Бабушка: Здравствуйте ребята, я узнала, что вы интересуетесь русскими традициями, русским народом и решила поделиться с вами своими знаниями. Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!
Бабушка открывает сундук и вместе с воспитателем, достает из него женский русский народный костюм.
Бабушка: Основными элементами русского женского костюма были : рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Головной убор называется кокошник, его надевали по праздникам. Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.
Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (Ответы детей)
Бабушка: Посмотрите, как украшены костюмы. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко. Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от всяких невзгод.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации с русскими народными костюмами.
Воспитатель: Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» - т. е. оберегала человека. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены.
Бабушка: Дети, скажите, пожалуйста, а русские народные бывают только костюмы? (Предполагаемые ответы детей : русские народные бывают : сказки, песни, игрушки, игры.)
Бабушка: Вы играли в такие игры? (Ответ детей). А давайте мы с вами сыграем в игру «У медведя во бору»!
Проводится игра «У медведя во бору».
Воспитатель: Бабушка, ты нам сегодня много интересного рассказала, познакомила нас с русскими народными костюмами, поиграла с нами в игру и, наверно, устала. Посиди, отдохни, а мы для тебя подарки приготовим, правда, ребята? (Ответ детей).
Воспитатель: Пока бабушка будет отдыхать, мы с вами выполним аппликацию «Русский народный костюм», и лучшие работы подарим ей. Проходите, присаживайтесь за столы. Внимательно рассмотрите еще раз костюмы и используя шаблоны, цветную бумагу, клей и ножницы сделайте сами красивые наряды. Обратите внимание, как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник - бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками). Рубаха и пояс также украшены геометрическими фигурами.
Воспитатель: Ребята, вспомните какие правила необходимо соблюдать при выполнении аппликации :
• Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними ты по залу,
Так можно сделать себе рану.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперед колечками подай.
Храните ножницы на месте,
С концами сомкнутыми вместе.
• Сначала все мы соберем, а уж потам и клей берем!
• Лишний клей мы уберем и салфеткой все протрем!
• Поспешишь, людей насмешишь.
Дети выполняют аппликацию, воспитатель оказывает им необходимую помощь.
Воспитатель во время выполнения работы детьми, подводит итог.
Воспитатель: Так какие элементы русского народного костюма мы узнали? Во что одевались женщины и девушки? А мужчины и юноши? Ребята, круг – символ чего? А ромб? (Ответ детей).
Воспитатель: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками.
Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.
Проводится русская народная подвижная игра по выбору детей.