Оксана Митрофанова
Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Тема: Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома».
Выполнила воспитатель
МАДОУ «Детский сад №95»
Митрофанова О. П.
Г. Нижний Новгород
Задачи:
Образовательные
1. Дать детям представление о предметах хохломской росписи (ковш, поднос, ладья, братина и т. д.) и их значение.
Публикация «Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
2. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.)
3. активизация словаря «яркая», «красочная», «сочная», «солнечная».
Развивающие
1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.
2. Обогатить словарь детей словами по теме занятия: братина, ендова, ковш.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.
Предварительная работа
- рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях
- чтение художественной литературы
Методические приёмы
- использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения.
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий
- ощупывание изделий руками
Материал к занятию
Выставка хохломских изделий. Иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальная работа
Вопросы к детям.
НОД
Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?
Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.
В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….
И стали другие мастера изготовлять.
Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.
Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».
– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).
– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка» (воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.
- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.
Воспитатель читает стихотворение:
И чего здесь только нету:
Хохлома, хохлома!
Весь народ с ума свела!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий!
Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений) :
Вот ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная голова.
Плывёт по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские
Самый лучший сувенир.
С позолотой не простые,
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы
Шёлковые всплески
Золотой листвы.
Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».
Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)
- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.
Послушайте :
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.