Лариса Корнелюк
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мой родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Корнелюк Л. В.
Цель: 1. закрепить знания детей о названии родного города;
Познакомить их с самыми главными его достопримечательностями;
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;
Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
2. Формировать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, художественный вкус.
Предварительная работа:
1. Беседы на темы: «Сергиев Посад – город, в котором мы живем»;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Мой родной город“» размещена в разделах
«Русское чудо – матрешка».
2. Рассматривание игрушек, открыток, иллюстраций о городе (его прошлом и настоящем).
3. Чтение стихов, рассказов, заучивание потешек, пословиц о родном городе и труде.
4. Работа с родителями: совместная экскурсия в выходной день «К стенам Троице – Сергиевой Лавры», посещение музея игрушек.
Ход занятия.
• Дети стоят у панно, на котором иллюстрации Троице – Сергиевой Лавры.
• Ребята, мы живем в древнем русском городе. А кто помнит, как он называется? (ответы детей).
• Наш родной Сергиев Посад очень красивый. В нем много улиц, красивых зданий. Но есть в городе место, куда любят приходить не только жители нашего города, но гости из других городов и стран. (Показывает иллюстрации Троице – Сергиевой Лавры).
• Вы узнали это место? Как оно называется? (ответы детей).
• На Красногорской площади на невысоком холме расположена Троице – Сергиева Лавра, красивее которой нет во всей стране, да и в мире.
• А вы знаете, почему площадь называется Красногорская? (Предположения детей).
• Давным-давно русские люди все красивое называли словом «красное» - красно солнышко, красна девица. «Красна» - это значит красивое. Вот и самую красивую площадь назвали Красногорской (Красно – красивая, горской – на горе). На самой красивой горке расположилась Троице – Сергиева Лавра. Это крепость. Посмотрите, какие внешние стены. Как вы думаете, можно через них перебраться? (Предположения детей).
• Когда-то давным-давно, наш город умещался внутри этих стен. А как вы думаете, зачем жители построили такие высокие стены вокруг своих домов? (Предположения детей).
• В те времена на русские города часто нападали враги. И на наш Сергиев Посад тоже. Тогда жители закрывали все ворота и защищали свой город.
• Посмотрите на стену. Видите эти небольшие узкие окошки? Это бойницы. Во время боя через них воины стреляли во врага. Они врага видели, а враг их нет. Это очень сильная крепость, стены очень толстые и взять ее врагам было очень трудно.
• Но Троице – Сергиева Лавра еще и очень красивая. Вы со мной согласны? (ответы детей). Посмотрите на эту картинку (показать общий вид). Видите как много башен и все башни разные. Вот эта башня самая красивая (отдельная иллюстрация Уточей башни).
• Как она называется? (Уточья). Что вы видите на Уточей башне, как ее можно отличить от других? (На высоком шпиле каменная утка).
• Уточья башня самая красивая и стройная, будто бы ажурная, оригинальная. Нижний ярус белый и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками – все это придает Уточей башне исключительно нарядный вид.
• Предания рассказывают, будто Петр I стрелял отсюда уток, прилетавших на расположенный рядом Белый пруд. Нравится вам Уточья башня? И мне тоже очень нравится.
• Воспитатель предлагает детям «пройтись» вокруг Троице – Сергиевой Лавры (Сделать гимнастику для глаз).
• Гимнастика для глаз.
Давайте представим, что мы идем вокруг крепостных стен, глазки бегут по красной дорожке, а теперь по зеленой в другую сторону. И вдруг мы оказались на Киларских прудах, видите восьмерку из двух колец? Давайте по ним «прогуляемся». А теперь по длинной улице, самой главной в нашем городе. Как она называется? (проспект Красной Армии). Проспект Красной Армии пересекает Ново-Угличское шоссе, где многие живут и детский сад «Антошка» находится рядом.
• Воспитатель показывает детям фотографии башен Троице – Сергиевой Лавры. Предлагает рассмотреть их.
• Всего башен 11. Соединяются башни галереями. Все башни разные, какие они? (Различные ответы детей). Башни красивые, есть прямоугольные, квадратные, многоугольные, есть большие и маленькие.
Все башни имеют названия.
Самая красивая – Уточья.
Самая большая – Пятницкая.
С главными воротами – Красная башня
Есть Сушильная, Звонковая, Каличья, Плотничья, Келарская, Пивная, Часозвоня, Водяная.
Видите, ребята, какие башни разные, но все они очень красивые. Когда вы будете с родителями на Красногорской площади, пройдите с ними вокруг Троице-Сергиевой Лавры, и вы увидите все башни.
Купола сверкают ярко,
Колокольный звон плывет,
И народ в сторонке нашей,
Замечательный живет.
• Какое самое высокое строение на территории Лавры? (Колокольня).
• Что есть на колокольне? (Колокола, часы).
• На колокольне большие часы с курантами на все четыре стороны. На колокольне много колоколов. У них есть имена. Как называется самый большой колокол? (Царь –колокол). Какие еще имена колоколов вы знаете? (Благовест и Первенец). По всей округе слышен прекрасный звон колоколов.
• Дети слушают звон колоколов в грамзаписи.
• Как красив торжественный звон колоколов!
• Очень часто в нашу Лавру приезжали князья, цари, сейчас приезжают президент и очень известные люди. Они делают богатые вклады (подарки). На эти деньги стороятся новые красивые соборы, которые украшаются иконами. По традиции гостей встречают главной песней города – гимном. Послушайте, пожалуйста, гимн нашего города.
Воспитатель и музыкальный руководитель исполняют гимн города.
• Вот какой интересный у нас город. Был древний город – деревянные дома, сейчас строятся большие здания, есть фабрики, заводы.
Лавра древняя сутулится,
Башни смотрят под откос…
Корпуса на новых улицах
Набирают ширь и рост.
Рдеет осень под окошкками,
Ярок в небе стал закат
Не одними лишь матрешками
Ныне славится Посад.
• У нас в городе есть стекольный завод. Что на нем делают? (посуду).
У нас в городе есть мебельная фабрика. Что на ней делают? (мебель).
У нас в городе есть хлебозавод. Что на нем делают? (пекут хлеб).
У нас в городе есть фабрика игрушек. Что там делают? (игрушки).
• Наш город красив в любое время года. Давайте нарисуем наш город.
• Дети рисуют по желанию.
Уроки Преподобного Сергия.
Урок послушания.
Родительский дом для человека – это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать, любить – всему тому, чем живет и дышит родительский дом. Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставления и все, что имеют получили.
Уроки трудолюбия и терпения.
Сам Сергий показывал собою пример трудолюбия: пек хлебы, шил обувь, носил обувь, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водою.
Урок скромности.
Сергий был во всем прост и равнодушен к благам. Негромкий голос, тихие движения, лицо спокойное, кроткая сдержанная улыбка. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался.
Урок любви к Отечеству.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Как хорошо вы, ребята, занимались. Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии?