Беркутова Марина Александровна
Конспект занятия для детей с ТНР в старшей группе «Звук [Ы], буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [Ы], буква Ы
Цели:
- познакомить детей с артикуляционным укладом гласного звука [ы];
- развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа;
- познакомить детей с буквой Ы;
- научить детей печатать букву Ы;
- упражнять в образовании существительных множественного числа;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.
Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, цветные и простые карандаши, предметные картинки, карточки с буквой Ы, теради.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Публикация «Конспект занятия для детей с ТНР в старшей группе „Звук [Ы], буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.
Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу:
дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, дырка, улыбка
Какой звук общий в этих словах? (Это звук [Ы])
2. Знакомство со звуком [ы].
Логопед произносит слова:
Дым, мышь, сыр, мыть, быть
Какой гласный звук мы слышим в этих словах? – гласный звук [ы].
Артикуляция звука ы]:
Где находится наш язычок, когда мы произносим звук [ы]?
дети произносят звук [ы] хором и индивидуально, дети произносят звук и смотрят за артикуляцией в зеркала. (язык находится глубоко во рту)
А что вы можете о нем сказать?
Это гласный или согласный звук?
Каким цветом обозначается гласный звук?
(Звук [ы] - гласный, поётся, произносится голосом, нижняя челюсть опущена и слегка выдвинута вперед,
Звук [ы] обозначается красной фишкой.)
Вспомним гласные звуки.
Стихотворение:
«Гласных звуков шесть всего,
Я смогу пропеть их – все до одного:
А, О, У, Э, И, Ы!»
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».
Хлопните в ладоши, если услышите звук [ы]. (выделение звука из ряда гласных):
а, о, ы, у, э, ы, а, ы, у, э, ы, и, о, ы.
Хлопните в ладоши, если услышите звук [ы] (выделение звука ы из ряда слогов):
ма, мы, ты, ну, ка, пы, ба, ды, вэ, бы
Хлопните в ладоши, если услышите звук [ы] (выделение гласного звука ы из слова):
Дом, дым, усы, быть, мак, бык, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
4. Игра «Определи место звука в слове».
Дети определяют место звука [ы] в словах: осы, шары, сыр, дым.
Осы – звук [ы] в конце слова
Шары – звук [ы] в конце слова
Сыр – звук [ы] в середине слова
Дым – звук [ы] в середине слова
Логопед: «А теперь попробуйте назвать слова, которые начинаются со звука [ы]. - Да, таких слов нет!»
Вывод: Мы слыхали от совы,
Что нет слов на букву Ы.
5. Физминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах
Давайте еще раз повторим это стихотворение, уже без движений
А сейчас вопрос для самых внимательных!
В каких словах в этом стихотворение вы услышали звук [ы]
6. Игра «Раздели слово»
Дети проговаривают и отхлопывают слова, разделяя их на слоги.
«Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем»
Слова: ША-РЫ, СЫР, МА-ШИ-НА, У-ШИ, ЗУ-БЫ, РЫ-БА, ДЫМ.
7. Игра «Один – много»
Я назову один предмет, а вы много этих предметов:
Кот – коты, дуб -, сом -, блин -, нос -, стол - … .
8. Знакомство с буквой Ы.
Звуки мы произносим и слышим.
Выставляется буква «Ы»
Работа в тетрадях:
Обведение по контуру буквы Ы и печатание буквы простым карандашом.
9. Итог занятия.
Рефлексия.