Марина Федорова
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
Образовательные.
• Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
Развивающие:
• Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать мыслительную деятельность;
• Развивать фонематического слуха;
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы „Звуки [Х] — [Х’], Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
• Развивать умения выполнять фонетический анализ двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Воспитательные
• Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
• Воспитывать у детей культуру поведения на занятиях.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, каждое утро, заходя в группу, вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.
Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)
Воспитатель: К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме. Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеё мся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).
(Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику)
Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета
Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета,
Воспитатель: Правильно, ребята. Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите, на что это буква похожа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Хома предлагает вам послушать сказку. «Хомяк-хвастун».
А вы внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком Х, которые встретятся в этой сказке.
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там холод – хуже нашего! Только я вылез, иду себе дальше, а снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: «Хрю-хрю!Хрю-хрю». Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева». «Ух, ты» - восхитились хомяки.
- Ребята, какие слова со звуком Х вы запомнили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательно слушали сказку. Все слова назвали. А сейчас, ребята, откройте тетради и напечатайте букву Х.
(Работа в тетради).
Воспитатель: Ребята, наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.
(Физкультминутка)
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щёки руками)
Лапки трёт (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать! (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Воспитатель: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий. С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием. А вот ещё одно задание. Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру «Четвёртый лишний»
(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
Хижина, ходить, тахта, художник;
Хитрый, хек, хвост, химия;
Кухня, хлопушка, стихи, холодно.
Воспитатель: Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!
А сейчас отгадайте загадку.
Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?
(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)
Воспитатель: Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т. е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит, мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит, мы поставили ударение правильно. Молодцы!
(Воспитатель показывает игрушку, подходит к каждому ребёнку)
Воспитатель: Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.