Любовь Кузнецова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Звуки и краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение воспитанников к миру природы родного края посредством музыки, поэзии, живописи.
Задачи:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях природы, пополняя и обогащая словарный запас;
• закреплять навыки переноса музыкально-поэтического образа в свой рисунок, используя различные изобразительные материалы и техники рисования.
Развивающие:
• развиватьпознавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие,внимание, память и воображение;
• развиватьумение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (в пении, танце, рисовании, рассказе).
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы „Звуки и краски осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• содействовать развитию эстетического восприятия природы через музыку и художественный образ.
Воспитательные:
• воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства и вызывать эмоциональный отклик на художественный образ;
• воспитывать бережное отношение к природе.
Методы: практический, наглядный, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, дидактическая игра, рассматривание картин и иллюстраций, объяснение, слушание музыкальных произведений.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», вальс Е. Доги, мультимедийная презентация «Осень в произведениях русских художников», репродукции картин о разных периодах осени, атрибуты для танца.
Материалы: белые листы бумаги А 4, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, акварельные карандаши, салфетки, краски, кисточки, баночки для воды.
Предварительная работа:беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение художественной литературы и заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок об осени, рассматривание репродукций и иллюстраций по теме «Осень», слушание музыкальных произведений о осени, беседа о перелетных птицах; дидактические игры, рисование, аппликация и лепка на осеннюю тематику.
Здоровье сберегающие технологии: физкультминутки, массаж, пальчиковая гимнастика.
Реализация ФГОС: интеграция полученных умений и навыков ребёнка через направления развития: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду», Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в зал и встают полукругом, здороваются и исполняют музыкально-ритмическое приветствие.
Мы рады всех приветствовать
Ведь вы у нас в гостях
С хорошим настроением
Все будем выполнять
Мы будем петь и танцевать
Мы будем рисовать
На все вопросы отвечать
Ну что ж, пора начать.
На проигрыш дети повторяют ритмический рисунок заданный музыкальным руководителем.
Воспитатель :
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. О каком времени года мы будем с вами говорить, вы узнаете прослушав стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение «Осень».
Что такое, что случилось?
Почему-то вся листва
Завертелось, закружилась
И на землю опустилась.
Солнце лучиком блеснуло
И за тучки улеглось.
Потому что белым днем,
Небо брызнуло дождем!
(Т. Павлова)
Воспитатель:
- О каком времени года говорится в стихотворении (ответы детей)
Мы сегодня с вами отправимся в осеннее путешествие, послушаем звуки и посмотрим краски осенней природы. Ребята, я вам предлагаю присесть на стульчики.
Дети садятся.
Осень — это волшебное время года. Она разнообразна своими красками, звуками, чувствами, настроениями. Что происходит с природой осенью? (ответы детей: с деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче).
А еще осень любит дарить подарки! Ребята, какие подарки нам дарит осень? (ответы детей) Конечно, это овощи и фрукты, богатый урожай, который мы собираем в наших садах и огородах.
- Назовите осенние месяцы (ответы детей).
Давайте послушаем стихотворения про осенние месяцы. А прочитают нам их (ф. и. детей)
Выходят три ребенка.
Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
Принёс сентябрь зонтики,
Полил на рощу дождиком
И выросли на кочке
Волнушки и груздочки.
Просил детей заботливо
Ходить по лужам в ботиках.
И с грустью добрый друг
Отправил птиц на юг
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Нынче осень стала строже,
День всё чаще непогожий.
Ветер стылый, жутко злится.
Распрощались с нами птицы.
Ноябрь - нам не погулять,
То жжёт мороз, то ветер плачет.
Медведь в берлогу ляжет спать,
Жди - к нам зима шагает, значит.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мы услышали стихи об осенних месяцах, рассказали об изменениях в природе, о том, что у осени очень много красок. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Краски осени» (вспомнить о характере и настроении мелодии песни)
Исполняется песня «Краски осени» (сл. С. Московской, муз. Е. Юпатовой)
Дети садятся
Воспитатель изодеятельности:
- Ребята, осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по – своему показывал ее в своих произведениях. Вы сказали, что в сентябре мы собираем урожай, природа окрашена в яркие богатые цвета. Художники составляли красивые композиции, писали картины. Посмотрите на экран. (Показ нескольких слайдов).
Как называется этот жанр? (ответы детей) Правильно, это натюрморт. Какие краски использовали художники? (ответы детей)
Воспитатель :
А кто знает, как осенние месяцы назывались в старину?
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время созревает рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья с деревьев).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель :
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью?»
-Когда идет дождь - (дети отвечают) дождливая,
- когда дует ветер – ветреная,
- когда холодно – холодная,
- когда пасмурно – пасмурная,
- когда на улице сыро – сырая,
-хмуро – хмурая,
-ясно – ясная,
-туманно – туманная,
- ненастье - ненастная,
- часто меняется - изменчивая,
- солнце ярко светит – солнечная.
Воспитатель :
Молодцы, как много вы знаете об осенней погоде!
Погода осенью очень переменчива поэтому люди чаще простужаются. А чтобы не заболеть, надо закаляться. Я предлагаю сейчас размяться и сделать небольшой массаж. Выходите на середину и присаживайтесь на пол в круг. Дети делают друг другу массаж спины.
Дети выполняют массажные движения на спине друг друга, не затрагивая область позвоночника
Кап-кап дождик, кап-кап дождик-
Капает с утра.
Кап-кап дождик, кап-кап дождик
Рада детвора.
(Постукивание пальцами обеих рук по спине)
Всюду лужи, всюду лужи-
Ты куда ни посмотри
Всюду лужи, всюду лужи-
Надевайте сапоги!
(Растирание спины круговыми движениями)
Разбегайтесь, разбегайтесь,
Сыплет с неба град.
Вот посыпал с неба град -
Почему никто не рад?
Барабанил, барабанил,
Всех он спрятаться заставил.
(Стучим кулачками по спине)
Лужи в льдинки превратились,
Мы по лужам прокатились.
Скоро к нам придет зима,
Снега наметет она.
(Поглаживание по спине ладошками)
Воспитатель :
А теперь я попрошу вас сесть поудобнее (по - турецки). Вы знаете, что люди издавна наблюдали за природой и свои знания отразили в пословицах, поговорках и приметах. Я предлагаю вам вспомнить пословицы про осень.
Пословицы:
-Коли ясно, то и Осень прекрасна.
-Осень идёт, и дождь за собой ведёт.
-Красна Весна цветами, а Осень пирогами.
-От Осени к Лету-поворота нету.
-В ноябре зима с осенью борется.
- Ноябрь - ворота зиме.
-В ноябре зима с осенью борется.
- В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
Воспитатель: Молодцы. А еще есть и приметы, по которым можно узнать, какая будет погода.
Приметы:
- Осенью паутина - на ясную погоду.
- Гром в сентябре - тёплая Осень
- Когда гусь улетает - снег выпадает.
- Если грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
- Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денечки.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
- Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
А теперь встанем, разомнем ноги. Потрясли правой ножкой, левой, покрутили - покрутили, а теперь спокойным шагом прошли на свои стульчики.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель изодеятельности:
Ребята, вы сейчас вспомнили пословицы, поговорки, приметы осени, рассказали о том, какой разной бывает осень. Развернитесь и посмотрите на экран. (Показ слайда)
Что вы видите? (ответы детей) (на экране – изображение периода «золотой» осени) Правильно, на экране мы видим золотую осень. Это буйство красок, деревья одеты в яркие наряды каких цветов, ребята? (ответы детей) (Показ слайда)
Листва словно горит, светится в ясном голубом воздухе. Трава пожухла, но кажется, что природа отдает все свое тепло перед наступлением холодов.
Музыкальный руководитель:
Ребята, скажите, как называется природное явление, когда листья начинают опадать с деревьев? (ответы детей: листопад)
Давайте мы сейчас с вами покажем свой осенний листопад. Возьмем разноцветные листья и исполним замечательный вальс.
Исполняется «Вальс осенних листьев» муз. Е. Доги.
Дети садятся.
Воспитатель :
Ребята, мы с вами поговорили про сентябрь – это какая осень? (Ранняя.) Мы с вами поговорили про октябрь – это какая осень? (Золотая). А сейчас
какой месяц? Ноябрь. Как называется осень в ноябре? (ответы детей).
Воспитатель изодеятельности: (показ слайда)
Ребята, а что же происходит в ноябре? (ответы детей) В природе преобладают серые тона. Небо становится тяжелее, с деревьев облетела листва. (показ слайда)
Трава покрывается изморозью, туман, а иногда появляется снег. Природа замерла в ожидании морозов. Какое настроение вам навевают эти картины? Какие краски использует художник? (ответы детей)
Музыкальный руководитель
Ребята, сядьте по удобнее, закройте глаза, сейчас мы с вами послушаем произведение Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».
Звучит отрывок произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Какое настроение навеяла вам эта музыка? Какая осень представлена в ней?
(Ответы детей)
Воспитатель изодеятельности:
Ребята, какое замечательное путешествие мы с вами совершили в три осенних месяца! Можно сказать, что мы побывали в гостях у Королевы Осени! А теперь давайте оставим свои впечатления от нашего путешествия в своих рисунках – изобразим нашу красавицу осень! Кто - то нарисует раннюю, кто-то золотую, а кто то, может быть, и позднюю.
Перед занятием проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Осенью».
Разбросала осень листья,
(делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(шагают пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриваем пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладоши)
(И. Михеева)
Дети рисуют под музыку.