Евгения Нутикова
Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР «Дифференциация звуков [ч]-[т’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Ч-Т при чтении и на письме; совершенствовать звуко-буквенный анализ; упражнять в составлении предложений по опорным словам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: презентация: картинки бытовой техники для загадок; схемы для звуко-буквенного анализа слова; схемы для составления предложения; буквы Ч, Т; слоги ча, тя; тетради, ручки, альбом 3.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР „Дифференциация звуков [ч]-[т’]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Ход занятия
1. Организационный момент (речь с движением рук)
Логопед: Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети: Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно!
«Гимнастика для ума»
Логопед: Ответьте на вопрос словом, начинающимся со звука [ч].
- День недели -. (Четверг.)
- Любимая птица моряков, спутница кораблей -. (Чайка.)
- Что это? У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик. (Чайник.)
- Она носит панцирь на спине. (Черепаха.)
- «Белый», а наоборот -. (Черный.)
- Мастер, ремонтирующий часы. (Часовщик.)
- «Грязный», а наоборот -. (Чистый.)
- Какое число стоит между числами «3» и «5»? (Четыре.)
- Стоит на огороде для отпугивания птиц. (Чучело.)
- Прядь волос на лбу. (Челка.)
- Ягода. (Черемуха, черника.)
- Овощ. (Чеснок.)
Логопед: Ребята, с какого звука начинались все слова?
Дети: все эти слова начинались со звука Ч.
Логопед: А что такое звуки?
Дети: Звуки это то, что мы слышим и произносим.
2. Сравнение звуков [ч] и [ть].
Логопед: Сегодня мы с вами будем сравнивать два звука. Для того, чтобы узнать какие это звуки, отгадайте загадки.
***
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы.)
Логопед: Какой первый звук в слове часы? Расскажите о звуке [ч].
Дети: Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
***
Фильмы, новости, рекламу,
Музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы
Нам покажет.
(Телевизор)
Логопед: Какой первый звук в слове телевизор? Расскажите о звуке [тъ]?
Дети: Звук [ть] – согласный, глухой, мягкий; имеет ещё старшего братца - твёрдый звук [т].
Логопед: Один, два, три летающая тарелка на страницу девятнадцать лети.
Юпик предлагает сравнить звуки [ч] и [ть]. Чем похожи звуки [ч] и [ть]? Чем отличаются звуки [ч] и [ть]?
Дети: Эти звуки согласные, глухие, мягкие.
Логопед: Произнесите звук [ч]. Определите, что делают губы, зубы и язык.
Дети: Язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты.
Логопед: Произнесите звук [т’] и определите положение губ, языка и зубов.
Дети: Язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты.
Логопед: Чтобы произносить звуки правильно, следите за положением кончика языка. Когда произносится звук [ч], кончик языка находится за верхними зубами. А когда произносится звук [ть], кончик языка находится за нижними зубами.
Дети упражняются в произношении звуков [ч] и [ть] по схеме, где стрелкой указано положение кончика языка.
Игра «Поймай звук» (Дети встают около своего стульчика)
Логопед: Послушайте звуки. Если услышите [ч], хлопните в ладоши. Если слышите звук [т’], топните ногой.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч, ть, ч, ч, ть, ч, ть, ть, ч.
б) в слогах: ча, тя, чи, ти, тё, чё, чу, тю, те, че.
В словах: зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, пять, бычок, тишина, чулок.
3. Выделение звуков [ч] и [ть] из состава слова.
Логопед: На картинке изображена «Чудо-техника в нашем доме». Рассмотрите чудо-технику на странице книги. Назовите виды бытовой техники, в названии, которого есть звук [ч] ([ть]).
4. Дифференцирование звуков [ч] и [ть] в слогах.
Логопед: Отгадайте загадку.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Сделайте звуко-буквенный анализ слова чайник. (Дети выполняют задание индивидуально, один ребёнок на доске).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Что-то вам сказать хочу.
Логопед: Запомните и повторите, что говорит чайник:
Тя, тя – ча, ча, ча. (1 ряд)
Чу – тю, чу – тю, тю. (2 ряд)
Ти, чи, ти - чи, чи. (3 ряд)
А теперь сделаем вдох и на выдохе произнесём:
Чо - те - те – чо – чо - те. (вместе)
5. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в словах.
Загадка:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
Игра «Сломанный телефон»
- В нашем телефоне нарушилась связь: вместо звука [ч] - звучит [ть]. Как изменятся слова?
Мяч - мять речка - редька печь - петь пугач – пугать
ткач - ткать печка - Петька вечер – ветер честно – тесно
6. Физминутка «Часы»
Тик-так, тик-так, (Голову вправо-влево)
Ходят часики вот так.
Тик- так, тик-так.
Шаг налево, шаг направо,
Шаг вперед и два назад.
7. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в предложении.
Логопед: Отгадайте еще одну загадку.
Научилась я, ребята,
Сама греть себе обед.
Кто мне в этом помогает,
Может знаете ответ?
(Микроволновая печь)
Печка печет,
Речка течет.
- Что делает печка? А речка? Назовите слова со звуком [ч]. Произнесите скороговорку медленно (в умеренном темпе, быстро).
8. Пальчиковая гимнастика. «Заводные машинки».
Пальцы рук в замке, кроме больших пальцев (мизинцев).
Большие пальцы (мизинцы) превращаются в заводные машины и начинают крутиться вокруг друг друга всё быстрее и быстрее.
9. Дифференциация букв Ч-Т при чтении и на письме.
Загадка
Буквы, флешки, монитор,
Запускается мотор.
Мышь имеется при нём,
Как его мы назовём?
(Компьютер)
а) «Слоги потерялись»
Логопед: На экране компьютера появились буквы. Какие это буквы, прочитайте.
Дети: Буква Ч, буква Т.
Логопед: Что такое буквы?
Дети: Буквы это то, что мы видим и пишем.
На экране компьютера появились слова, в которых пропущены слоги тя и ча.
Компьютер хочет проверить, как вы сумеете вписать эти слоги, чтобы получились слова. Перед этим вспомним правило писания буквы Ч с гласной буквой А.
Дети: «ча» — пишется с гласной А.
тё. Ка. све.
да. зада. ди.
У детей в тетрадях написано начало слов. Дети вписывают недостающий слог. Логопед проверяет выполненную работу.
б) «Составь пары».
В каждом доме есть прибор, который показывает время. Это часы. Посмотрите на часы внизу страницы. На них изображены не цифры, а слова. Прочитайте эти слова. С помощью стрелок соедините их в пары по смыслу. Составьте предложения с этими парами слов.
10. Итог занятия.
Логопед: Как можно назвать все эти предметы одним словом.
Какой ещё техникой пользуются в вашем доме?