Екатерина Тимофеева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия учителя-логопеда
Тема: дифференциация звуков “с-з”.
Цели:
1. Автоматизировать в речи звуки “с-з”;
2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание
3. Учить соотносить звук и букву;
4. Упражнять в анализе и синтезе слов;
5. Активизировать и обогащать словарь детей;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
6. Развивать речевое дыхание, общую и речевую моторику.
Словарь: слова со звуками с-з, слова – паронимы.
Оборудование: две куклы, сундучок, сигнальные карточки, предметные карточки на звуки с-з, пособие для анализа слов (полосочки, кружочки, игра “Составь слово”, карандаши, тетради, пособие на развитие дыхания.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Дети, чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Правильно, давайте вспомним “Правила речи”.
“Внимательно слушай, другим не мешай. Запомни, что слышал и сам повторяй. ”
2. Чем мы говорим?
3. Чтобы правильно произносить звуки, нужно, чтобы язык вас слушался. Что мы для этого делаем?
Давайте сделаем гимнастику для губ и языка.
• Трубочка-заборчик (5-6 раз)
• Язык широкий-узкий (5-6 раз)
• Качели
• Чашечка-мостик (5-6 раз)
А ещё, чтобы правильно произносить, нужно учиться правильно дышать. Давайте подуем на занавесочки на окнах и на султанчики. Выдох плавный, плечи не поднимаем, щёки не надуваем.
II. Сообщение темы урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем работать над произношением и различением звуков, а каких вы мне скажете сами.
Послушайте речёвку и скажите, какой звук вы слышите чаще?
“Две синицы прилетели на сосну,
Две сестрицы засвистели про весну:
Сколько света, сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето,
Скоро лето!
Красота, красота!”
Вспомните, какие речёвки мы учили со звуком [с]?
1. Ест киска суп из миски
Сыта киска, пуста миска.
2. Коси коса, пока роса,
Роса долой и мы домой.
3. Вот со звуком “С” считалка :
Сани, сад, сова, скакалка. Выходи на слово стул, назови в нём первый звук.
4. Борис с Настей на посту, проверяют чистоту.
Руки чистые у вас?
Если нет - не пустим в класс.
5. Слоны умны, слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
6. В лесу темно
Все спят давно,
Одна сова не спит,
На суку сидит.
7. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
А теперь послушайте другую речёвку и скажите, какой звук слышится чаще?
Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Вспомните, какие речёвки мы учили со звуком [з]?
1. 1,2,3,4,5 будем мы слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина, ваза, воздух и резина, зубы, козлик и тазы, зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись, да смотри не ошибись.
2. Звенит звонок, звонок зовёт
И Зоя в класс к себе идёт.
3. Загудел комарик тонко з-з-з
Поёт он звонко-звонко.
Повторяет много раз резвым мошкам свой рассказ.
4. Я зеркало взял и немного подвигал и зайчик по стенам забегал, запрыгал.
5. Ты куда идёшь коза?
Где коза, твои глаза?
Уноси свои рога
На зелёные луга.
Не послушаешь – накажем.
Крепко-накрепко привяжем.
6. Слушай и запоминай
Звонко, чисто называй.
Все слова со слогом “зы”
Пузыри, возы, тазы.
Хорошо, а теперь, кто скажет, какие звуки мы будем различать?
Правильно.
Вспомните, как мы произносим эти звуки?
• Где кончик языка?
• Как расположены зубы?
• Какие губы?
• Какая струйка воздуха?
• Как мы отличим звук [з] от звука [с]?
Давайте проверим.
Положите ладошку на горлышко и давайте произнесём [з] – песенка комара, а теперь [с] – песенку водички (показывается карточка).
На какой звук дрожит горлышко?
Правильно, звук [з] – звонкий согласный, звук [с] – глухой согласный.
III. Дифференциация звуков [c]-[з] в словах.
1. Приготовить карточки с комаром и водичкой, текущей из крана. На слова со звуком [з] – поднимите карточку с комаром, на слова со звуком [с] – карточку с водичкой.
Забор, колесо, кукуруза, санитар, самолёт, завод, гнездо, посуда, вокзал, избушка, телевизор.
2. Придумайте слова со звуком [з], а затем со звуком [с].
Хорошо, с этим заданием вы справились, а теперь отдохнём.
IV. Физкультминутка.
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
Чашки в пятницу помыли,
А в субботу торт купили,
В воскресенье мы пошли на день рожденье.
V. К нам в гости пришли две куклы Сима и Зина.
Посмотрите, какие они красивые. У них день рождения.
Что делают в день рождения?
Вот и мы подарим Зине и Симе подарки.
Подарки вот в этом сундучке, но сундучок закрыт на замок. Придётся нам сказать волшебные слова, чтобы сундучок открылся.
“На сундучке висит замок
Кто открыть бы его мог?”
“Покружили, потянули,
Постучали и открыли”.
Только договоримся, подарки со звуком [з] подарим Зине, а подарки со звуком [с] – Симе.
[з] – ваза, замок, коза, зайка, арбузы, розы.
[с] – коляска, сумка, бусы, сливы, подснежник, стульчик.
Сима и Зина говорят вам спасибо и посмотрят, как вы занимаетесь.
VI. Работа над анализом слов.
1. Игра “Сложи слово”.
Положите перед собой карточки с картинками. Внимательно смотрите, я буду показывать буквы, вы должны определить, название каких картинок начинается с этих букв, найти эти буквы у себя и закрыть картинки. Если вы правильно выполните это задание, у вас получатся слова.
Прочитайте, какие слова у вас получились?
Сравните и скажите, какими звуками они отличаются?
Показ картинки.
Что обозначает слово коза?
Что обозначает слово коса?
Придумайте предложение со словом коза и коса.
2. Анализ слов.
Захар – схема слова.
Сахар – схема слова.
Роза – схема слова.
Запись слов: Захар - …
Роза - …
А теперь замените звук [з] на звук [с]. Какие получатся слова?
Запишите эти слова через чёрточку.
Прочитайте пары слов. Что обозначает слово Захар?
Что обозначает слово сахар?
Что обозначает слово роза?
Что обозначает слово роса?
А теперь устно я называю слово со звуком [з], а вы заменяете на звук [с]. Какие слова получатся?
Лиза – лиса
Зайка – сайка
3. А теперь вставьте нужные слова в предложения, используйте пары слов, которые мы получили.
Моего друга зовут …
Он любит …
Распустились утром…
На цветах сверкают …
Щиплет травушку ….
Косит травушку…
На столе лежала…
А по лесу бегал…
Мою подругу зовут…
А по лесу бежит …
4. Игра “Молчанка”.
Слова: сапоги, ваза, весы, самовар (картинки).
VII. Подведение итогов работы.
Что мы делали на уроке?
Оценка работы.