Марина Семенова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]. Научим Степашку говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Научим Степашку говорить правильно
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54.
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми
Тема: «Научим Степашку говорить правильно».
Форма проведения: индивидуальная.
Ярославль, 2019 г
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш], Научим Степашку говорить правильно“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- закреплять навыки дифференцированного произношения звуков [с] -[ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях
- закреплять навыки различения на слух звуков [с] и [ш] в слогах, в словах;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков [с] ,[ ш];
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, согласование речи с движениями;
- упражнять в словоизменении существительного по числам;
- упражнять в словоизменение глаголов по лицам;
- развивать слуховую, зрительную память и внимание;
Воспитательные задачи:
-формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.
Оборудование: Игрушка Степашка, символы звуков : насос, шина., символы для артикуляционной гимнастики: улыбка-окошечко, горка, чашка, качели.
1. Слова картинок-половинок: шкаф, кошка, санки, шуба, носок, савок, каска, кувшин.
2. Картинка с изображениями : усы-уши, миска-мышка, крыса-крыша, нос-нож, носки-ножки.
3. Сумка и мешок с картинками (катушки, подушки, кошки, мышки, шапки; сачки, ананасы, маски, миски, санки).
Наклейки кошка и собака в футлярах из-под шоколадных яиц, гороховый бассейн.
1. Орг. момент «У нас в гостях Степашка».
Сегодня на наше занятие пришёл гость - Степашка. В его имени есть звуки [С] и [Ш], но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его. Ты согласна? (да)
2. Основная часть.
а) Игра «Послушай и покажи». (дифференциация звуков С и Ш на слух)
-Чтобы звуки называть
надо их уметь слышать и различать.
Поиграем в игру «Послушай и покажи». Логопед называет слова, ребёнок показывает картинки.
Картинка с изображениями : усы-уши, миска-мышка, крыса-крыша, нос-нож, носки-ножки.
б) «Игра с язычком». (артикуляционная гимнастика).
Чтобы звуки [С] и [Ш] называть,
Надо с язычком играть.
Стихи волшебные мы с (имя ребёнка) учили
И язычком играть спешили.
«Заборчик» подравняли, (чередование упражнений «заборчик»- «окошко»)
«Окошко» открывали.
«Горку» слепили, (упражнение «горка»)
В «чашку» чай налили. (упражнение «чашечка»).
На «качелях» покачались
И красиво улыбались.
в) Игра «Цепочки». (изолированное произношение звуков С и Ш по положению губ).
А теперь «Цепочки» мы читаем
Звуки [С] и [Ш] мы называем.
Расскажи Степашке про наши губы- как надо прочитать такие «Цепочки».
(ребёнок поясняет, что на звук [Ш]-губы «кругленькие, а на звук [С] –«улыбочкой»). Читает цепочки.
г) Игра «Самолётики». (изолированное произношение звуков С и Ш по положению языка).
В «Самолётики» играем
Звуки [С] и [Ш] мы называем.
Расскажи Степашке про наши необычные самолётики. (ребёнок поясняет, что на звук Ш - стрелочка вверх, т. к. язычок вверх поднимается, на звук С-стречка вниз, т. к. язычок отпускается вниз. Ребёнок читает эти цепочки «самолётиков»).
-Молодец. Ты всё рассказала Степашке. Что надо делать, чтобы уметь произносить звуки [С] и [Ш].
Но чтобы он лучше запомнил эти звуки, подарим ему символы этих звуков
[С] –«насос» [ ш]- «шина. А почему такие символы? (потому, что насос надувает с-с-с, а шина сдувается ш-ш-ш)
Правильно.
д) Игра «Звуковая зарядка». (дифференциация звуков С и Ш в слогах, повторение ритмов).
А сейчас я вам со Степашкой предлагаю встать и сделать «Звуковую зарядку».
са-са-ша (на слоги со звуком с –хлопаем по коленочкам, на слоги со звуком Ш-хлопаем вверху перед собой).
ша-ша-са
су-су-шу
шо-шо-со
сы-сы-ши
шэ-шэ-сэ
са-ша-са
е) Игра «Картинки половинки». (дифференциация звуков С и Ш в словах)
-Смотри, а Степашка пришёл не с пустыми руками, он принёс игру «Картинки половинки».
-Давай их будем собирать и раскладывать к нашим символам «насосу»-где встречается в слове звук С, и «шине» –где звук Ш.
Слова картинок-половинок: шкаф, кошка, санки, шуба, коса, савок, каска, кувшин.
Ты молодец. Спасибо Степашке за игру.
ж) Игра «Изменяй по образцу»
А мы ещё с Юлей, любим играть с мячом - давай покажем Степашке нашу игру «Изменяй по образцу» :
Я пью вишнёвый сок, ты,мы. ,вы. ,он, она, они.
ж) Игра «Подарки в сумке и в мешке». (дифференциация звуков С и Ш в предложениях. Словоизменение по числам)
Я Степашке тоже приготовила подарки. Ты хочешь их посмотреть? (да)
Логопед достаёт сумку и мешок с прикреплёнными картинками.
Смотри: (Логопед даёт первый образец предложения,
Л: В сумке много …
-Чего в сумке ещё много?
В сумке много катушек.
В сумке много подушек.
В сумке много кошек.
В сумке много пушек.
В сумке много чашек.
Л: В мешке много кустов.
В мешке много сачков.
В мешке много масок.
В мешке много ананасов.
В мешке много досок.
В мешке много мисок.
В мешке много санок.
Итог: Молодец.
Степашка говорит, что ему очень понравилось с тобой играть и он научился различать и произносить звуки С и Ш.
Звуки С и Ш приготовили тебе сюрприз, найди его волшебной баночке (Ребёнок ручками ищет в сухом бассейне гороха 2 футляра с наклейками). В этих сюрпризах находятся те звуки, которые мы сегодня учили произносить Степашку. Какие это звуки? (С и Ш). И ты не забывай их произносить.
Спасибо тебе за занятие.