Наталия Александровна Орленко
Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л] «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыка дифференциации звуков [Р] и [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи
Образовательные: формировать навыки дифференциации звуков [Р] и [Л ] по артикуляционным и акустическим признакам на слух, давать самостоятельно характеристику звукам [Р] и [Л].Активизировать словарь по теме «Цветы».
Коррекционно-развивающие:
-формировать четкое и правильное звукопроизношение;
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л] „Цветы“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
-развивать фонематическое восприятие, память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление;
-обогащать активный словарный запас.
Воспитательные:
-формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением;
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: игра «Ботаническое лото», рассматривание календарей «Цветы», журналов «Сад-огород», гербария.
Оборудование: картинки, игра «Собери предложение», проектор, экран, слайды.
I. Вводная часть.
Логопед. - Дети, поздоровайтесь с гостями. Давайте сегодняшнее занятие начнем с главного артикуляционного упражнения «Улыбка»: улыбнитесь себе, улыбнитесь гостям, и весь день будет прекрасным.
Дети здороваются, улыбаются и садятся за столы.
Логопед. - Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажете, о чем мы будем говорить на занятии.
Кто пчеле приносит мед?
Кто на солнышке растет
И головкою цветной
Нам кивает в летний зной. (Цветок)
Логопед. - Для чего на земле растут цветы?
Дети. - Для красоты, для радости. Для того чтобы насекомые пили нектар. Люди делали лекарства.
Логопед. - Правильно. Что нужно для того, чтобы цветы росли на земле?
Дети. - Нужно солнце, тепло, дождик.
Логопед. - Где могут расти цветы? Какие они?
Дети. - В лесу, они лесные. На поле, они полевые. На лугу, они луговые. В саду, они садовые. В теплице, они тепличные. В комнате, они комнатные.
Логопед. Давайте сейчас нарисуем цветочную поляну, но не карандашами и красками, а глазами.
В небе солнышко сияет. (Дети рисуют глазами круг, лучи)
Из тучки идет грибной дождь. (Дети рисуют глазами овал, дождик)
Цветочки качают головками влево-вправо. (Движение по тексту)
Цветы распустились. (Дети зажмуривают глаза и широко открывают)
II. Основная часть.
Характеристика звуков, сравнение.
Логопед. - Сколько здесь цветов! Сейчас я буду называть их, выделяя один звук. Назовите его.
Появляются слайды на экране.
Логопед. -Зверобой, полевая герань, мышиный горошек.
Дети. – Звук [ Р ] .
Логопед. - Вот другие цветы.
Лопух, чистотел, фиалка.
Дети. – Звук [Л ].
Логопед. - Чем похожи звуки [ Р ] и [Л] ?
Дети. - Эти звуки согласные, звонкие, твердые.
Логопед. – Чем эти звуки не похожи?
Дети. - На звук [ Р] язык дрожит, на звук [ Л ] прижимается к деснам.
Дифференциация звуков в слогах.
Логопед. - Ветерок качал цветы, и они шептались. Повторяйте за ними.
Ла-ра-ла (с удивлением) Лу-ру-лу (с досадой)
Ро–ло-ро (с испугом) Лы-ры-лы (радостно)
Ар-ал-ал (сердито) Ол-ол-ор (радостно)
Дифференциация звуков в словах.
Логопед. - Кто-то собрал букет из разных цветов. Давайте разделим цветы на два букета, в одном букете будут цветы со звуком [Л ], а в другом букете цветы со звуком [ Р ].
Дети распределяют картинки с цветами на две группы.
(Крокусы, лунник, гортензия, флоксы, барвинок, лаванда).
Логопед. - Теперь нужно определить, какой цветок в букете лишний и почему.
Появляются слайды на экране.
Роза, астры, георгин, гладиолусы. Какие это цветы? (Садовые)
Девясил, цикламен, подорожник, ландыш. Какие это цветы? (Лесные)
Алоэ, циперус, традесканция. Какие это цветы? (Комнатные)
Подбор антонимов.
Логопед. - Дети, давайте рассмотрим цветы.
Одни цветы бывают крупные, а другие (мелкие).
Одни цветы бывают молодые, а другие отцветают и становятся (старыми).
На свету цветы растут хорошо, а темноте (плохо).
Листики цветов бывают гладкие, а бывают (шершавые).
Одни семена цветов прорастают быстро, а другие (долго).
Завявшие цветы выглядят грустно, а свежие цветы (весело).
Цветы вянут в жару, и мерзнут в (холод).
Физминутка.
Логопед. - Ребята, приглашаю вас на полянку.
Дети становятся в круг.
Видишь, бабочка летает, (машут руками)
На лугу цветы считает: (машут руками)
«1,2,3,4,5, (считают указательным пальцем)
Ох, считать – не сосчитать! (качать головой, руки к щекам)
За день, за два и за месяц (руки на пояс, приседания)
6,7,8,9,10!» (считают указательным пальцем)
Даже мудрая пчела (машут руками)
Сосчитать бы не смогла! (руки на пояс, приседания)
Дети садятся за столы.
Дифференциация звуков в предложениях.
Логопед. – Ребята, я приготовила для вас слова, составьте из них предложения.
Дети составляют предложения из перепутанных слов. (карточки)
Маргаритки клумбе расцвели на.
Вырос забора чертополох около.
Лотосы пруду расцвели на.
Виолы семена посеяла я.
Собирали календулы мы цветы.
Нарциссы подарили желтые маме.
Логопед. - Молодцы. Сейчас я буду рассказывать вам о путешествии пчелы Майи, а вы должны мне помочь, добавляя нужные слова.
Логопед рассказывает и показывает слайды цветов.
Жила-была пчелка Майя. Она была веселой и трудолюбивой пчелой. С раннего утра и до поздней ночи Майя летала вместе с другими пчелами над полем, лесной лужайкой, и даже залетала в дальний сад, где росло много красивых цветов. Однажды летним утром Майя вылетела из улья и полетела собирать мед. Сначала она кружилась (над бархатцами). Потом подлетела (к колокольчику, но села (на ромашку). Затем Майя собрала пыльцу (с флоксов). Но самая вкусная пыльца была (на розе, которая росла в саду.
Логопед. - Ребята, скажите, какой получится мед у Майи? (Цветочный, лечебный, вкусный, сладкий, душистый, ароматный).
III. Заключительная часть.
Логопед. - Ребята, о чем сегодня мы говорили на занятии? (О цветах)
Какие звуки вы различали? ([ Р] и [Л ]). Дайте характеристику этим звукам.
Дети. - Звуки [ Р] и [ Л] – согласные, звонкие, твердые.
Логопед. - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Наше занятие я хочу закончить стихами Т. Собакиной:
Если я
Сорву цветок
Если ты
Сорвешь цветок…
Если Все:
И Я, и Ты-
Если Мы
Сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья,
И кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и Ты-
Если Мы
Сорвем цветы…
Давайте любить и беречь природу!