Светлана Шамина
Конспект занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, дифференциация гласных звуков [ы]-[и]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, дифференциация гласных звуков [ы-и].
Цель: упражнять в правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях, правильно употреблять их в собственной речи.
Задачи :
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях, дифференциация гласных звуков [ы]-[и]“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-образовательные: упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах, предложениях, учить определять наличие звука в словах, дифференцировать гласные звуки [ы-и] в речи.
Коррекционно-развивающие: развитие произвольной координации движений кистей и пальцев рук, развитие межанализаторной связи (слухового, речевого, кинестетического анализаторов, формирование лексико-грамматических категорий, развитие фонематического восприятия, коррекция дефектов смягчения согласных, коррекция и развитие просодической стороны речи, формирование общей компенсаторной функции ребенка.
Коррекционно – воспитательные: воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слова, формирование доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, работоспособности.
Ход занятие:
1этап организационная игра
1) Упражнение для пальцев рук на пороговом коврике.
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
Стучит кулачками по столу.
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
Стучит кончиками пальцев по столу.
Осторожны и легки,
Приползали пауки.
Медленно перебирает пальцами по поверхности стола.
И лягушки проскакали
И в болотце убежали.
Отталкивается пальцами обеих рук от стола, приподнимая кисти.
Мимо змейки проползали,
Ладони расположены «на ребре».
«С добрым утром!» нам сказали.
Сегодня к нам пришел котенок. Я про него расскажу сказку, а твой язычок будет мне помогать.
2этап. Артикуляционная гимнастика
2. «Ленивый котенок».
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке (упр. «Блинчик»).
Отшлепала его как-то бабушка (упр. «Наказать непослушный язычок») : «Мышей не ловишь!»
Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, то широкая, то узкая. («Язык широкий – узкий»).
То горочка, то низинка. (упр. «Качели»).
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «Забор»). За забором был дом с окошками («Трубочка-улыбка».)
В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Стыдно стало котенку, что он такой ленивый. Помог он петушку сделать ремонт – покрасил потолок (упр. «Маляр»).
Хорошо поработав, они пошли качаться на качелях. (упр. «Качели»).
Хитрая лиса решила украсть петушка, стала она прыгать через забор (упр. «Лошадка»). Храбрый зайчик увидел и предупредил друзей, застучал в барабан («д-д-д»). Испугалась лиса убежала.
Стали жить все вместе. А котенок, очень хочет вернуться к бабушке. Но как быть? Мышей он ловить не научился. Давай, научим его мышей караулить и ловить.
3. Основной этап.
3. И/у. «Услышь мышку»
Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: шшшшш. (звуковая дорожка) Давай пойдем за ней и «пошуршим».
«Послушай, как шуршат листочки, повтори» :
Ши-шу-ши ша-ши-ша ши-шо-ши ша-ши-шо
«Молодец, ты научил котенка мышей караулить!»
А теперь, научим котенка охотиться!
4. Д/ игра «Поймай мышку».
Посмотри, у меня картинки. Нужно выбрать ту картинку, в названии которых есть [ш]. Если ты выбрал правильно, то под картинкой спряталась мышка.
Ребенок выбирает нужные картинки, проговаривает их название и переворачивает их, находит мышку и проговаривает: «Мышка под мишкой».
5. Логоритмическая минутка
Мышка мыла мылом нос,
мыла уши,
мыла хвост,
мыла так, что стала белой,
и от счастья мыло съела.
6. И/у «Посчитай, сколько ты мышей поймал?»
Согласование числительного и существительного: одна мышка, две мышки…5мышек.
«Молодец, научил котенка охотиться».
Собрался котенок из леса. Набрал шишек целый мешок. Большая шишка -мишкина, а маленькая- мышкина. Помоги котенку разобраться в шишках.
7. И/у «Мишкина шишка - мышкина шишка».
На ощупь в «Чудесном мешочке» находит большую шишку, озвучивает: «Мишкина шишка», маленькую шишку: «Мышкина шишка».
8. Самомассаж с использование природного материала.
Перекатывание шишки между ладонями.
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
9. И/у «Доскажи словечко».
Доволен котенок, мурчит, песенки поет. А чтобы котенку было легче петь подскажи ему последние словечки :
Вот бежит малышка – серенькая …мышка.
Носит яркий гребешок, наш веселый…петушок.
Мышка моется под душем, моет хвостик, моет… уши.
Лады, лады, ладушки.
Едем в гости к …бабушке.
10. И/у «Песня котенка» Вернулся котенок к бабушке, попросил прощения. Рассказал про свои успехи, обещал больше не лениться. Простила его бабушка. Котенок обрадовался, стал бегать вокруг бабушки : ша, ши, ше, шо. (ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией).
Стали они жить поживать и добра наживать.
4. Заключительный этап.
Логопед: «Ты сегодня, молодец! Какое хорошее дело совершил? Помог котенку и бабушке помириться, научился правильно произносить звук [ш]. Что тебе понравилось на занятии?»