Алёна Сирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] — [Б], [П’] — [Б’] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «Дифференциация [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях»
Цель:
Научить дифференцировать звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’] в слогах, словах, предложениях, соотносить звуки с буквами.
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация [П] — [Б], [П’] — [Б’] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• выработать четкую дифференциацию звуков [П] – [Б], [П’] – [Б’] с опорой на тактильно вибрационный контроль;
• научить соотносить звуки с буквами П и Б, упражнять в написании букв П и Б;
• совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
• расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь, обогащать словарь детей словами со звуками [П] – [Б], [П’] – [Б’];
• работать над развитием лексико-грамматических форм речи;
• развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно – временные представления;
• формировать умения выполнять задания в соответствии с инструкцией, оценивать свои достижения и недостатки, правильно воспринимать замечания и похвалу обучающихся и логопеда.
Оборудование: карандаши, тетради, буквы П и Б (печатные и письменные, предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [П] – [Б], [П’] – [Б’],сигнальные карточки слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.
Ход занятия:
Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность детей
Орг. момент Сядет тот, у кого на рабочем столе карандаши лежат в правом верхнем углу стола, а рабочая тетрадь в середине стола.
А теперь достали простой, желтый, коричневый карандаши и положили их так, чтобы простой карандаш лежал между коричневым и желтым карандашами, а коричневый был с правой стороны от вас.
Провести анализ правильности выполнения задания, выявить и разобрать ошибки. Дать оценку выполнения инструкции. Дети отвечают на вопросы логопеда, садятся на свои места
Повторение материала Сядьте правильно: спина прямая, руки на парте.
Посмотрите на картинки. В правой руке у меня картинка, на которой изображено? (пальто).
С какого звука начинается слово «пальто»?
Каким цветом мы обозначаем этот звук?
Поднимите карандаш этого цвета.
(В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву п. Сколько элементов у прописной буквы п? Правильно, два. Давайте запишем эту букву в тетради. (Записывают в тетради букву п).
Посмотрите на картинки. А в левой руке у меня картинка, на которой изображен?-(баран). С какого звука начинается слово «баран»?
Каким цветом мы обозначаем этот звук?
Поднимите карандаш этого цвета. (В разных частях доски висят буквы п и б) Покажите им букву б. Из каких элементов состоит прописная буква б? Правильно, два. А на какое животное она похожа? Правильно, на белку с высоко поднятым хвостом. И кончик ее хвоста всегда направлен вправо. Покажите мне ладошкой правой руки, куда направлен кончик хвоста у буквы б? Давайте запишем эту букву в тетради. Дети отвечают на вопросы логопеда
Записывают буквы в тетрадь
Работа по теме занятия А теперь давайте подумаем и решим, есть ли сходство у звуков[П] и [Б]. Чем отличаются звуки [П] и [Б].
(Идет сравнение артикуляционных профилей и тактильно – вибрационный контроль за произнесением звуков [П] и [Б].)
(Обучающиеся выясняют, что звуки [П] и [Б] - согласные, так как у них есть преграда; парные, так как преграда одинаковая; но один из них звонкий, а другой глухой. Вспоминают, какими цветами обозначаются звуки при проведении звукового анализа и к какому карандашу надо «прикрепить колокольчик».)
Мы сегодня научимся различать звуки [П] и [Б] и правильно обозначать их буквами на письме.
(Идет запись темы занятия на доске и в рабочих тетрадях.)
Развитие фонематического анализа на уровне слова.
Игра. «Выдели звук, определи его место в слове».
Обучающимся предлагаются слова для анализа со звуками [П] и [Б]. Они должны, услышав заданный звук, поднять карандаш соответствующего цвета с колокольчиком или без и определить место звука в слове, показав нужное количество пальцев на ладошке (звуки [П] и [Б] в словах стоят на 1,2,3,4,5 местах, а затем записать в тетрадь соответствующую букву и на каком месте в слове она встретилась, например: П - 3, Б - 5.
Слова для анализа : буйвол, пакет, каблук, шимпанзе, дикобраз, кабан, спина, собака, обруч, стопа.
Вопросы после выполнения задания:
Вспомните все слова, которые я назвала. С каким звуком было слов больше? В каких словах звуки [П] или [Б] встретились в первом слоге, в каких – во втором? Какие из слов отвечают на вопрос – «Кто это?», а какие на вопрос – «Что это?», «Почему?» Дети выполняют задание логопеда
Физкульт. минутка 1 упражнение: Четыре положения руки на плоскости стола: ладони вверх, ладони вниз, на ребро, сжать в кулак.
Сначала дети по показу повторяют движения ладони на плоскости стола. Затем делают эти же упражнения по голосовой команде учителя – логопеда.
2 упражнение: Услышав звук [П] в слове, дети приседают, [Б] – тянутся кверху, [П’] – наклоняются вперед, [Б’] – покачиваются из стороны в сторону.
Слова для произнесения : берег, белка, парта, петух, подушка, пенал, брошка, бегемот и т. д. Дети выполняют задание
Развитие фонематического слуха Найди картинку с заданным звуком, подбери к ней слова – признаки и слова-действия со звуками[П], [Б], [П’], [Б’]. Составь с ними предложение. Зарисуй схему предложения в тетради. Слова, содержащие звуки[П], [Б], [П’], [Б’], разбей на слоги, сделай звуковой анализ слогов со звуками[П], [Б],[П’], [Б’]. Запиши эти слоги письменными буквами под схемой слова.
Обучающимся предлагаются картинки с изображением различных предметов в названии которых есть звуки [П], [Б], [П’], [Б’]. Карточки слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. Идет подбор соответствующих слов и составление предложений с последующей записью схему на доске и в тетради.
Например: на картинке найдена собака. К этому слову подбирается :
- слово-признак со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].
Какая собака? – (Пушистая, пятнистая, добрая, бродячая, обученная и т. д.)
-слово-действие со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].
Что делает собака?- (Спит, терпит, борется, бегает, бросается и т. д.)
Затем составляются варианты предложений. Дети оценивают их и делают свои замечания, выбирают понравившееся всем предложение. Схему лучшего зарисовывают в тетрадь и на доске, делают анализ слов со звуками [П], [Б], [П’], [Б’], выделяют слог, содержащий соответствующие звуки, делают его звуковой анализ и записывают в схемах письменными буквами анализируемый слог, повторяя правописание письменных букв п, б.
Например: Пушистая собака спит. На крыльце спит пятнистая собака. Пушистая собака спит под диваном. Бродячая собака бросилась на кошку.
1. Выбрано для анализа первое предложение.
2. Определяется сколько слов в предложении.
3. Какое из них первое, какое последнее.
4. Зарисовывается схема предложения.
5. Выделяются слова со звуками [П], [Б], [П’], [Б’].
6. Делятся на слоги.
7. Определяется в каком слоге надо слышится анализируемый звук.
8. Делается звуковой анализ этого слога.
Все выполненные задания проверяются и оцениваются сначала обучающимися класса в парах, а затем учителем-логопедом. Дети выполняют задание логопеда
Итог занятия С какими звуками работали?
Что у них общего? Чем отличаются?
Какими буквами обозначаются на письме?
(Оценка работы каждого обучающегося группы логопедом и детьми.) Дети отвечают на вопросы логопеда