Татьяна Карпухина
Конспект индивидуального занятия «Дружим мы со звуком [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по теме: «Дружим мы со звуком Р».
Цель: Автоматизация звука Р изолированно, в слогах словах и предложениях.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
• Закрепить навык правильного произношения звука [Р];
• Учить детей четко произносить звук Р в словах и словосочетаниях;
• Развивать речевое дыхание;
• Развивать фонематическое восприятие;
• Упражнять в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным;
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Дружим мы со звуком [Р]“» размещена в разделах
• Развивать и обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать интонационную выразительность;
• Развивать память, мышление и внимание.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, любознательность, заинтересованность.
Оборудование: мягкая игрушка «Смурфик», картинки-символы артикуляционной гимнастики; предметные картинки со звуком Р.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости.
Это Смурфик. Он немножко грустный, так как не умеет произносить звук Р. Давай ему поможем выполнить задания и упражнения. Давай ему расскажем сказку о веселом язычке.
2.«Сказка о веселом язычке» (артикуляционная гимнастика).
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.
3. Дыхательная упражнение.
4. Произнесение звука Р.
Изолированное произношение с использованием звуковых дорожек. Параллельно анализируется положение губ, зубов и языка (артикуляция звука).
Произношение в слогах (в прямых и обратных):
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ры-ры-ры
Ру-ру-ру
Рэ-рэ-рэ
Характеристика звука и закрепление его связи с буквой.
Логопед вместе с ребенком дают характеристику звуку Р (согласный, твердый, звонкий).
5. Автоматизация звука Р в словах.
«Продолжи слово» (логопед называет слог, а ребенок вспоминает слова, начинающиеся на этот слог):
Ра – работа, ракета, радость, радар, рама, радуга, раковина…
Ро – рог, робот, роза, рота, роща, рот, ромашка…
Ру – рука, ручка, рукавица, рубашка, рукав…
Ры – рыба, рысь, рынок, рыбак, рыжик…
«Внимательно слушай»
Ребенку нужно хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук Р:
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
6. Физкультминутка
Тянись, тянись, подсолнушек,
Тянись на встречу к солнышку.
(потягивание)
Ветерок тебя качает,
Влево-вправо наклоняет.
(наклоны в стороны)
А потом вперед-назад,
Ветерку подсолнух рад.
(наклоны вперед-назад)
Расправляют крылья птицы,
Им на месте не сидится.
(рывки руками в стороны)
Лягушонок на листок
Прыг-скок, прыг-скок.
(прыжки на месте)
Приседает раз и два,
И еще раз: «Ква и ква».
(приседания).
Ручкой солнышку помашем,-
Вот и вся разминка наша.
(потягивание)
7. Игра «Новые слова»
Снег идет – снегопад;
Лес рубит – лесоруб;
Лист падает – листопад;
Мясо рубит – мясорубка и т. д.
8. Автоматизация звука Р в предложениях.
«Составим предложения»
Ребенок составляет предложение по опорным картинкам.
- зоопарк, полосатая, зебра, в (В зоопарке полосатая зебра);
- рыба, плавать, в, море (В море плавает рыба);
- шар, подарить, красивый, Рома, Рая (Рома подарил Рае красивый шар);
- пирог, бабушка, приготовить, ароматный, вечер (Вечером бабушка приготовила ароматный пирог).
9. Звуковый анализ и синтез.
Ребенку предлагается составить схемы слов «Роза».
Сколько звуков в слове? (В слове 4 звука)
Какой звук первый? (звук Р, какой звук второй? (звук О, какой звук третий? (звук З, какой звук четвертый? (звук А).
10. Итог занятия
Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие задания выполняли, чтобы помочь Смурфику.