Максимова Ирина Николаевна
Игры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития речи дошкольников
Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?
Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей. Например, предлагается сравнить две юбки. Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.
Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.
Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».
Игра: «Угощение Маши»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т. д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».
Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т. д.) Дети должны назвать, чего не хватает.
Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.
Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.
«Один и много». Цель: учить правильному употреблению существительных и прилагательных именительного падежа во множественном числе; употреблению существительных и прилагательных множественного числа в родительном падеже. (мяч – мячи – много мячей).
«Назови ласково». Цель: учить правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных. (яблоко – яблочко; добрый слон – добренький слоник).
«Чье гнездо?» «Чьи перья?». Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных. (перо у гуся - гусиное).
«Что из чего сделано?». Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных. (шуба из меха - меховая).
«Посчитай 1 – 2 – 5». Цель: научить правильно согласовывать существительные с прилагательными. (автобус – один автобус, два автобуса, пять автобусов).
«Кто где живет?». Цель: научить образовывать притяжательные прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. (нора – лисья нора).
«Чьи детки?». Цель: закреплять знания детей о детенышах животных, птенцах птиц; правильно использовать их в речи. (у лошади жеребенок).