Ирина Корнева
Проект семейный, краткосрочный, творческий. «Зимующие птицы» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Воспитатель: Корнева Ирина Александровна
г. Калининград, 2024 год
Проект семейный, краткосрочный, творческий
«Зимующие птицы»
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта:
Авторы проекта Корнева Ирина Александровна - воспитатель логопедической группы.
Название проекта «Зимующие птицы»
Место работы МАОУ лицей №17 г. Калининград
2. Сотрудники проекта.
№ Ф. И. О. Основная
должность Должность по проекту
1. Корнева Ирина Александровна Воспитатель логопедической группы Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.
3. Участники проекта:
Дети и родители подготовительной логопедической группы МАОУ лицей №17 г. Калининград.
4. Время реализации проекта:
Декабрь 2024 года.
II. Содержательная часть проекта.
Актуальность:
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель:
Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах.
• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
• Организовать с помощью родителей группы «птичьи столовые».
Этапы проекта «Зимующие птицы»
I этап: Организационно – подготовительный.
Основные методы реализации проекта:
• определение темы, постановка цели и задачи;
• определение методов и приёмов работы;
• подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
• подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
• подбор материала для творческого труда;
• составление перспективного плана.
Основные формы реализации проекта:
• игровая;
• познавательная;
• продуктивная;
• работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, кормушки.
II этап: Организация деятельности детей.
Реализация плановых мероприятий данного проекта:
1. Образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи. Тема «Птицы зимой»
Задачи: Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т. д., классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т. д.) и перелетных (ласточка, грач и т. д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.
2. Прогулка по территории детского сада:
• кормление птиц;
• рассматривание птичьих следов;
• Подвижная игра: «Воробьи и вороны»
Задачи: Научить различать и называть зимующих птиц. Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
3. Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?».
Задачи: Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.
4. Коллективная аппликация «Снегирь на ветке рябины».
Задачи:
• развивать у детей творческие способности;
• развивать у детей творческие способности;
• чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
• продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;
• закреплять названия геометрических фигур
5. Занятие по развитию связной речи, тема «Зимующие птицы»
Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, обогатить словарный запас слов по данной теме.
6. Чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, загадки о птицах
• В. Берестов «О чём поют воробушки»
• Е. Чарушина «Воробей»
• Рассказы Н. Сладкова «Большая синица», «Зимовка», «Клюв», «Крылья»
• А. Барто «Синица»
• Е. Благинина «Улетают, улетели»
• Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь»
• чтение поговорок о зимующих птицах
• просмотр развивающего видео «Зимующие птицы», «Птичка-синичка»
7. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года».
Задачи: Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.
8. Дидактическая игра «Птичья столовая».
Задачи: Приучать детей заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой; вызывать чувство радости от осознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
III этап: Заключительный этап.
• Выставка детских творческих работ «Снегирь на ветке рябины»;
• Фотоальбом «Птичья столовая», кормление птиц детьми совместно с родителями.
• Изготовление с родителями кормушек для птиц.
Ожидаемый результат:
• Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме;
• Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о зимующих птицах Калининградской области;
• Привитие детям художественно-эстетического вкуса; заинтересовать родителей в совместном творчестве с детьми.
Вывод по проекту:
В результате реализации проекта «Зимующие птицы» у детей повысился
интерес к выполнению всех видов деятельности предложенных в проекте.
Дети и родители активно участвовали во всех мероприятиях проекта. Дети
проявляли интерес к выполнению заданий, расширяли словарный запас по данной теме
Литература:
Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003 г.
Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999 г.
Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» М. ,1999 г
«Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В. Н. ;
Программа по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
Интернет.
Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико – грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
• активизировать и расширять словарь по теме: «Зимующие птицы»;
• формировать обобщающее понятие «зимующие птицы» ;
• закреплять признаки зимы;
• учить образовывать сложные прилагательные типа «белобокая», «длинноклювый»;
• учить употреблять в речи существительные в Т. п. единственного и множественного числа;
• учить образовывать Р. п. существительных единственного и множественного числа;
• развивать внимание, мышление, общую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением зимующих птиц: сорока, синица, голубь, воробей, снегирь, дятел, ворона, сова, клест.
Ход НОД.
1. Организационный момент. Вводная беседа, сообщение темы занятия. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Воспитатель:
- Ребята, какое сейчас время года?
- По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
- А теперь посмотрите и назовите, кого вы видите?
- Как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это? (ЭТО ПТИЦЫ).
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ).
- О ком мы будем говорить на занятии? (О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ).
2. Вступительная беседа о зимующих птицах. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Воспитатель:
- Ребята, каких зимующих птиц вы видели на улице?
- Как вы думаете, почему этих птиц называют зимующими? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ ОСТАЮТСЯ ЗИМОВАТЬ С НАМИ).
- Почему зимующие птицы не улетают вместе с перелетными в теплые края? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ МОГУТ САМИ НАЙТИ СЕБЕ КОРМ).
- Какие части тела есть у зимующей птицы? (ТУЛОВИЩЕ, ГОЛОВА, ХВОСТ, КЛЮВ, КРЫЛЬЯ, ЛАПКИ и др.)
- Чем покрыто тело птиц? (ТЕЛО ПТИЦ ПОКРЫТО ПЕРЬЯМИ).
3. Речевое упражнение «Скажи, одним словом?» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
- У сороки белые бока, поэтому ее называют …. БЕЛОБОКАЯ.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… ДЛИННОХВОСТАЯ.
- У синицы грудка желтая, поэтому ее называют… ЖЕЛТОГРУДАЯ.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют… ЧЕРНОКРЫЛАЯ.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…. ДЛИННОКЛЮВЫЙ.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… КРАСНОГРУДЫЙ.
4. Упражнение «Каких птиц много?» (Образовательная область –РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).
Воспитатель: - Ребята, вы видели зимующих птиц?
Дети: - Да
В лесу не одна сорока, а. .МНОГО СОРОК.
не одна синица, а … МНОГО СИНИЦ.
не одна ворона, а … МНОГО ВОРОН.
не один снегирь, а … МНОГО СНЕГИРЕЙ.
не один дятел, а … МНОГО ДЯТЛОВ,
не одна сова, а …МНОГО СОВ,
не один клест, а …МНОГО КЛЕСТОВ.
5. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
«Стол для птиц»
Вот кормушка – стол для птиц.
Воробьев мы ждем, синиц,
Снегирей, клестов, ворон.
Пусть летят со всех сторон!
Птицы крыльями махали
И кормушке подлетали,
На кормушку все садились,
Не шумели, не толпились.
Быстро зернышки клевали,
Из кормушки вылетали.
Полетали, погуляли,
А потом на ветках спали.
6. Речевое упражнение «Угощение для птиц» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что мы пошли в зимний лес. Чем можно угостить птиц?
Я УГОЩУ СОРОК ЗЕРНОМ.
Я УГОЩУ СНЕГИРЕЙ ЯГОДАМИ РЯБИНЫ.
Я УГОЩУ СИНИЦ САЛОМ.
Я УГОЩУ ВОРОБЬЕВ СЕМЕЧКАМИ.
Я УГОЩУ ГОЛУБЕЙ ХЛЕБНЫМИ КРОШКАМИ.
7. Игры на развитие внимания и памяти с картинками птиц «Кого не стало?» «Кто поменялся местами». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность, игровая деятельность, умственная деятельность).
Воспитатель: - Ребятам предлагается закрыть глаза, а потом ответить на вопрос: «Кого не стало?»
НЕ СТАЛО СОВЫ.
НЕ СТАЛО ВОРОБЬЯ.
НЕ СТАЛО СИНИЦЫ.
«Кто поменялся местами друг с другом?»
СОВА И ВОРОБЕЙ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ.
СИНИЦА И ГОЛУБЬ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ.
8. Итог занятия. (Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность. Коммуникативная деятельность).
- О чем говорили?
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднения?
- Оценка работы детей.
Конспект НОД по аппликации в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Тема: «Снегирь на ветке рябины»
Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Передавать окраску снегиря. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.
Задачи:
Развивающие: развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.
Образовательные: продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой; закреплять названия геометрических фигур;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации с изображением зимних пейзажей, снегирей.
- образец, выполненный воспитателем.
Материалы:
• большой лист бумаги светлого тона с нарисованным деревом с широко расходящимися ветками;
• цветная бумага;
• ножницы;
• клей.
• фотоиллюстрации со снегирями.
Материалы к занятию:
Методические приемы: загадывание загадок, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Снегири», продуктивная деятельность, подведение итогов.
Ход НОД
1. Беседа
- Скажите, ребята, какое сейчас время года?
- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (Снегири)
Рассказ воспитателя о снегирях.
Воспитатель: - А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? - Чем питается? - Где зимует? - Как человек заботится о нем? - Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Воспитатель: - А теперь послушайте рассказ о снегирях.
«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, 7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».
Воспитатель: - Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.
2. Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
3. Рассматривание образца. Уточнение последовательности и приемов выполнения работы.
4. Продуктивная деятельность детей. Составление коллективной работы.
5. Итог.
- Как называется эта птица? (Снегирь)
- Назови, что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова)
- Какого цвета перышки у снегиря? (Красные и черные)
- Вспомните, о чём мы говорили?
- Что понравилось вам больше всего? Ответы детей. - Готовую работу вывешивают на доску и рассматриваю.