Кутасина Лариса Адольфовна
Конспект психологического занятия «Эмоции в мире дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее психологическое занятие
по теме: «Эмоции в мире дошкольников»
Пояснительная записка.
Тема: развивающее психологическое занятие по теме : «Эмоции».
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с понятием «эмоции».
Публикация «Конспект психологического занятия „Эмоции в мире дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
2. Воспитание уважительного отношения к чувствам и эмоциям человека.
3. Обучение дошкольников распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам.
4. Сплочение дошкольного коллектива.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями; смайлики-заготовки; столы и стулья; листы А4, цветные карандаши.
План занятия :
1. Приветствие. Упражнение «Импульс». Игра «Превращения в животных».
2. Теоретическая часть. Введение в тему «Эмоции».
3. Практическая часть. Упражнения «Угадай эмоцию», «Пиктограммы эмоций», «Тренировка эмоций», «Покажи эмоцию», «Нарисуй Дом эмоций».
4. Рефлексия.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Педагог-психолог :
Вставайте в круг! Поприветствуем друг друга и меня! Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. (все приветствуют друг друга, говорят приветственные слова «Привет», «Здравствуй»). Поднимите руки вверх, все, кто сегодня пришел на занятие в хорошем настроении. У кого настроение плохое – опустите руки вниз. Теперь подарите, пожалуйста, свою улыбку соседу и тем, у кого сегодня плохое настроение и через рукопожатие по кругу передадим друг другу хорошее настроение. Постарайтесь, чтобы этот «огонек хорошего настроения» пришел ко всем. Это настроение адресовано каждому.
Педагог-психолог : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращения в животных».
Игра «Превращения в животных».
Педагог-психолог : В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
• Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
• Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
• Как выглядит любопытный енот;
• Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
• Как сердится лев – царь зверей;
• Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
• Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Педагог-психолог : Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть эмоции.
2. Теоретическая часть.
Педагог-психолог : Эмоция это - особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни.
Ребята, представьте, что мы попали в Дом эмоций. Эмоции сегодня будут изображать эти смайлики с различным выражением лица. Посмотрите, мы можем уже по смайликам определить, какие они испытывают эмоции : положительные или отрицательные? Как вы это узнали? Когда мы испытываем такие эмоции? Примеры из жизни.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Педагог-психолог : Вы правы, когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
Как можно выражать свои эмоции? А выражать свои эмоции мы можем с помощью речи, мимики, пантомимики, жестов. Примеры проигрываются путем раздачи карточек с ситуациями, которые ребенок раскладывает к смайлам (ребёнка поругали, получил подарок, замёрз, удивился). Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Как вы думаете, зачем человеку нужны эмоции? Всегда ли мы выражаем свои эмоции или скрываем их? Помогают ли нам выражения эмоций?
А сейчас мы с вами сделаем несколько упражнений.
3. Физминутка
4. Практическая часть.
Упражнение «Пиктограммы эмоций».
Цель: научиться распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Совместно с педагогом-психологом ребята вспоминают изученные ранее эмоциональные состояния человека и изображают их.
1. Любопытство. Представьте, что вы открываете подарок. Вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете. ( Мимика: пристальный взгляд, нижняя губа закушена).
2. Радость. Улыбаемся радостно! ( Мимика: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка).
3. Удивление. Давайте удивимся, как будто увидели чудо! ( Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты).
4. Печаль. Погрустим немного. ( Мимика: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены).
5. Отвращение. Представьте, что вам нужно поднять грязную бумажку. Покажите, как вам неприятно. ( Мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен).
6. Злость. Разозлитесь, как Баба – Яга. ( Мимика: брови напряжены и сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены).
7. Самодовольство, хвастовство. Давайте немного похвастаемся. ( Мимика: голова высоко поднята, брови сдвинуты, глаза прищурены, углы губ опущены).
8. Страх. Представьте, что вы потерялись в лесу. Что вы чувствуете? ( Мимика: голова запрокинута и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как будто для восклицания).
9. Спокойствие. Постарайтесь передать спокойное настроение. ( Мимика: глаза прикрыты, брови не напряжены, губы расслаблены).
Упражнение «Тренировка эмоций».
Цель: потренироваться в мимическом выражении различных эмоциональных состояний.
Один из детей вытягивает карточку с заданием и выполняет его (показывает состояние). Затем это же состояние показывают все.
Задания: Улыбнись, как кот на солнце. Улыбнись, как будто ты увидел чудо. Испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу. Устань, как муравей, притащивший большую муху. Улыбнись, как хитрая лиса. Испугайся, как котенок, на которого лает собака. Устань, как человек, поднявший тяжелый груз. Улыбнись, как радостный ребенок.
Упражнение «Покажи эмоцию».
Цель: научиться выражать эмоции.
Ребята по очереди вытягивают карточку с нарисованной пиктограммой эмоции и должны показать ее. Остальные угадывают эмоцию.
Эмоции на карточках : грусть, злость, застенчивость, гордость, усталость, безразличие, удивление, волнение, самодовольство, отвращение, радость, испуг, обида.
Педагог-психолог : Ребята, а сейчас я предлагаю каждому нарисовать Дом эмоций и подписать какие эмоции у вас здесь живут.
Упражнение «Нарисуй Дом эмоций».
Ребятам предлагается нарисовать дом и подписать элементы дома какими-либо эмоциями, которые чаще всего «живут» в этом доме. А из трубы пусть выходят все отрицательные эмоции, которые иногда проникают в этот дом.
5. Рефлексия.
Упражнение «Улыбка».
Педагог-психолог : Давайте улыбнёмся. Но искренне, по-настоящему. Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей, чтобы от занятия у нас остались только положительные эмоции. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей.
Педагог-психолог : Запомните, ребята, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Педагог-психолог : Пожалуйста, встаньте в общий круг.
Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».
Педагог-психолог : Спасибо!