Валерия Ковтун
Конспект экспериментально-познавательной деятельности «В гостях у Пробиркиной» на тему «Свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект в старшей группе на тему :
«В лаборатории у Пробиркиной»
Воспитатель: Ковтун В. Р
Цель: формировать целостную картину мира с его причинно-следственными связями.
Задачи:
Образовательные: формирование развития познавательной активности.
Развивающие: способствование развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; наглядно-образного мышления;
Публикация «Конспект экспериментально-познавательной деятельности „В гостях у Пробиркиной“ на тему „Свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
формирование развития речи, умения сравнивать и делать выводы в процессе совместной исследовательской деятельности;
Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к окружающему миру, воспитывать умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Наглядные: наблюдение, рассматривание предметов, показ образца, показ способов действий.
Словесные: мотивация, художественное слово, беседы
Практические: обследование предметов и материалов, опыты, приёмы экспериментирования, работа в паре, самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование: стаканчики пластиковые, крахмал, вода, бутылка пластиковая, шарик, ложка, емкость.
Действующие лица: воспитатель, профессор Пробиркина.
Ход
Мотивация
Воспитатель: Ребята, сегодня к вам в гости придет моя хорошая подруга ученый- профессор Пробиркина. Давайте же его все вместе позовем. Вам нужно сказать: на раз, два, три – профессор, выходи! (дети кричат).
Появляется Пробиркина.
Всезнайкина: Здравствуйте, ребята, меня зовут Пробиркина, я пришел к вам, чтобы показать и рассказать вам много интересного. Вы готовы?
Д: Да!
Планирование деятельности
В: Молодцы, ребят, я рада, что у вас есть тяга к науке, но сначала я вас проверю, на сколько хорошо вы разбираетесь в науке!
Реализация замысла
П: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
П: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
П: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети. Животным, растениям, человеку.
П: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети. Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
П: Правильно, молодцы, ребята. Теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».
П: В морях и океанах вода?
Д: соленая
П: Вода в море?
Д: морская
П: Вода в океане?
Д: океаническая
П: Вода в реках?
Д: речная
П: Вода в болотах?
Д: болотная
П: Вода в родниках?
Д: родниковая
П: Молодцы, ребята. Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние.
Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
2. Газообразное состояние.
Это пар, облака, туман.
3. Твердое состояние.
Это лёд, сосулька.
П: а теперь поиграем в игру «Так – не так».
Пробиркина : Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Пробиркина все делает наоборот, чтобы запутать детей)
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Пробиркина : Какие молодцы. Придется всех брать на проведение опытов в мою лабораторию. А вы знали, что ученые должны быть в хорошей физической форме? Давайте с вами немного разомнемся и поиграем в музыкальную игру.
Музыкальная игра «Мы идем, никогда не устаем».
П: Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Д: Проводят опыты.
П: Сейчас, ребята, мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.
Опыт №1 «Надуй шарик с помощью углекислого газа»
П: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы с помощью воды надуть шарик?
Д: Нет, не можем.
П: А вот и нет, сейчас я вам покажу химическое свойство воды, с помощью которого вы с вами с легкостью надуем шарик. Для этого нам понадобится: бутылка с водой, сода и уксус.
П: Настя и Ваня, возьмите бумажную воронку и насыпайте пять столовых ложек пищевой соды из стакана в воздушный шарик.
П: Молодцы. А теперь, надеваем воздушный шарик, наполненный пищевой содой, на горлышко бутылки, в которой налита половина стакана уксуса. Ева придерживает пластмассовую бутылочку, а Вова поднимает воздушный шарик, чтобы пищевая сода высыпалась в бутылку с уксусом.
П: Сода высыпается из воздушного шарика в бутылку с уксусом, и шарик начинает надуваться!
П: Ребята, теперь мы с вами можем сделать вывод, что при добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
П: Ребята, а сейчас я вам покажу, как с помощью воды можно сделать вязкую жидкость, но если до нее дотронуться, то она будет очень твердой!
Опыт №2 «Ньютоновская жидкость»
П: И так, перед вами стаканчики: 4 стакана с крахмалом и 2 стакана с водой. Возьмите стаканчики. Я залью стаканчики с водой, а вы будете по очереди насыпать в воду крахмал.
(Дети сыпят крахмал в воду)
П: Итак, сейчас я вам размешаю нашу жидкость.
П: Вот, я размешала жидкость, ребята, дотроньтесь кончиками пальцев к жидкости. Какая она?
В: Мокрая, легкая, обычная вода.
П: а теперь попробуйте сжать жидкость. Какое оно?
Д: твердое!
П: Получилось у нас вещество, которое может быть и твердым, и жидким. Кто вспомнит как оно называется?
Д: Это вещество называется неньютоновским.
П: А зависит его состояние от скорости работы с ним. Толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем – вещество ведет себя как твердое тело. Как только останавливаемся – жидкое, сразу же растекается.
П: Возьмем жидкость в ладошку и будем быстро сжимать и разжимать пальцы, можно увидеть между ними твердый комочек. Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое свойство принимает эта жидкость?
Д: Эта жидкость принимает свойства твердого тела.
П: Что нужно, чтобы она постоянно оставалась твердой?
Д: Чтобы она оставалась твердой, ее нужно постоянно месить.
П: Возьмем жидкость на ладонь. Будем, также, быстро сживать разжимать. Также увидим твердый комочек, но как только мы перестанем сживать руку жидкость будет растекаться лужицей.
П: Какой вывод мы можем сделать? При каком условии жидкость обладает свойством твердого тела?
Д: Жидкость может обладать свойством твердого тела только при быстром вращении, в данном случае, ладоней.
Рефлексия
П: ребята, вы меня очень порадовали, оказывается, вы так много знаете о свойствах воды. Вы огромные молодцы, внимательно слушали и выполняли все мои поручения! Скажите, что мы с вами сегодня делали? А что нового узнали? А как надули шарик? А как называется жидкость, которую мы с вами делали?