Татьяна Тютрина
Развитие музыкальных способностей и творчества ребенка в игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСТВА РЕБЁНКА В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Конспект выступления на родительском собрании
Публикация «Развитие музыкальных способностей и творчества ребенка в игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Информирование родителей о развитии музыкальных способностей и творчества ребёнка во время игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
- Расширять знания родителей по развитию музыкальных способностей детей.
- Развивать музыкальный кругозор детей и родителей.
- Воспитывать патриотические и нравственные чувства, приобщая детей и родителей к русскому фольклору.
Оформление зала: Мини-музей музыкальных инструментов.
Содержание:
1. Выступление музыкального руководителя детского сада на тему «Развитие музыкальных способностей и творчества ребёнка в игре на музыкальных инструментах».
2. Показ части НОД по «Музыке» с детьми старшей группы.
3. Совместное выступление детей и родителей в оркестре.
Содержание конспекта
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект формирования его музыкальности и способностей. Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Люди прислушивались к собственному голосу, звукам птиц, животных, таинственным шорохам леса, завываниям ветра. Постепенно они учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве. Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится. У него возникают потребности новых встреч с музыкой.
При игре на музыкальных инструментах ребёнку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устаёт бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными, и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребёнка не угасает. Кто из взрослых не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и музыкальный зал наполняется какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может, и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющие через край, как велико их желание фантазировать, придумывать что-то своё.
Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении попевок и небольших песенок.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей. В основе работы по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в нашем ДОУ лежит Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
«Мозаика-Синтез», 2014.
В старшей группе дети знакомятся с группами инструментов русского народного оркестра и симфонического оркестра. Дети определяют тембры различных инструментов и играют в музыкально-дидактические игры «Угадай музыкальный инструмент», «На чём играю?», «Подбери музыкальный инструмент», «Музыкальный кораблик» и др. При проигрывании простейших мелодий на металлофоне развивается звуковысотный слух. Используя музыкальные инструменты по ходу сказки, дети проявляют творчество в театрализованной деятельности. Они подбирают инструменты к звукам живой природы: пению птиц, журчанию ручейка, раскату грома, дождику, шелесту листьев и др.
В 5–6 лет нужно продолжать развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Задача – развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
В подготовительной к школе группе дети могут уже играть в такие музыкально-дидактические игры, как «Дирижёр», «Я – композитор». Легко озвучивают сказки, спектакли, танцуют с музыкальными инструментами. Например, с удовольствием танцуют с деревянными ложками, с гармошкой в «Русской пляске»; танцуют с колокольчиками в «Танце Льдинок» под «Фею Драже» П. И. Чайковского; с бубнами – в итальянском танце «Тарантелла»; с кастаньетами, с гитарами в «Испанском танце».
В 6–7 лет необходимо знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах : трещотке, погремушке, треугольнике; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности. Дошкольники осознанно различают тембры различных инструментов, у них улучшается качество интонации, чётко воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства и эмоциональные переживания. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и технологии: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Регулярное применение музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Элементарный музыкальный театр представляет собой интегрированную форму деятельности, где совмещается музыка, движение, танец, речь и художественный образ. В качестве особых приёмов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Первое представление о выразительности различных тембров музыкальных инструментов дети получают при озвучивании сказки «Теремок». Выкладываем на столе шумовые инструменты и начинаем рассказывать сказку. Подбираем для каждого персонажа инструмент и распределяем роли. Персонажи: Теремок – ложки, Тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, Мышка – треугольник, Лягушка – бубен, Зайка – ксилофон, Волк – кастанье- ты на ручке, Медведь – барабан, Теремок развалился – тутти. Рассказывая сказку детям постарше, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент : «Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)» и т. д. В итоге слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
План-схема проведения НОД по области
«Художественно-эстетическое развитие», вид деятельности
«Музыка» для родителей»
Участники – дети старшей группы.
1. Слушание музыки : «Здравствуй, Родина моя», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Вальс»
Д. Кабалевского, «Марш» Д. Шостаковича. Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш».
2. Распевание: русская народная потешка «Андрей-воробей», отстукивание ритма этой песенки на металлофоне.
3. Игра на шумовых и ударных инструментах в оркестре на русскую народную мелодию
«Чики-чики-чикалочки».
4. Импровизация в окончании музыкальных фраз в песне «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Витлина.
5. Пение. Исполнение любимых детских песен с солистами: «Песня кота Леопольда», муз. Б. Савельева, «Улыбка», муз. В. Шаинского.
6. Музыкальная игра «Дирижёр». Игра на детских музыкальных инструментах в совместной деятельности с родителями.
Анкета для родителей
1. Какие музыкальные телепередачи Вы смотрите с ребёнком?
2. а) Есть ли детские песни на дисках, флеш-носителях для Вашего ребёнка?
б) Есть ли дома караоке?
3. Какие детские музыкальные и шумовые инструменты есть в Вашем доме для игры с ребёнком?
4. Посещаете ли Вы с ребёнком театры, музеи, выставки, концерты?
5. Посещает ли Ваш ребёнок кружок дополнительного образования или музыкальную школу? Если «да», то какой?
6. Любит ли Ваш ребёнок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?
7. Играет ли кто-то из Вас на музыкальных инструментах?
8. Какую музыку любит Ваш ребёнок больше?
а) спокойную;
б) грустную;
в) бодрую;
г) весёлую.
9. Какое участие Вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?
а) выступить со своим ребёнком;
б) сыграть роль;
в) сыграть на музыкальном инструменте.
Приложения к проекту подготовила Тютрина Татьяна Викторовна,
музыкальный руководитель МКДОУ д / с с. Новогромово,
с. Новогромово, Иркутской области