Инна Козлова
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках»
▼ Скачать +Заказ
Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный инструмент. Уже в старинных печатных изданиях встречаются описания деревянных расписных ложек и приемов игры на них. А теперь почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей».
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей ДОУ „Обучаем детей игре на деревянных ложках“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Консультации для родителей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
Ритм имеет "эмоциональную природу", поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включается большой спектр различных шумовых инструментов и самый любимый, самый яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на ложках помогает решить комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление о других видах музыкальных соотношений-тембровых, динамических, темповых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются,т. к. ложки имеют особые легко усваиваемые музыкально- акустические и тембровые параметры. Для детей создаются условия активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации. Обучение детей игре на ложках проводится в игровой форме, организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и так и индивидуально,например в кружке" Ложкари".
Знакомство с деревянными ложками начинаем с первой младшей группы. Оно проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала мы с малышами рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части. У ложки есть ручка, и та часть, которой черпают суп - поварешка. Эта ее обратная сторона называется «щекой».
Интерес детей к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент,мы учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, кто -то постучался в дверь и т. д. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с ложками. Например, в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, а в ней лежат ложки. Игрушки (куклы,мишки,зайка и т. д) ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а на ложках дети воспроизводят ритмические изменения и именно так у детей развивается чувство ритма.
Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками,как с ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую). Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р. н. п. (2 удара - «кап-кап», а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек). Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Исполняя песенку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Есть полезная дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). В этой игре дети учатся изменению динамики. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р. н. м. подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках: «Ложки бей, бей, бей. Ложки бей веселей. Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.
В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа; прием игры «шофер».
Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам,так укрепляется исполнительский аппарат - руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играется на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, а затем вводятся другие приемы игры - «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент.
Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е. Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для дальнейшей игры в ансамбле.
С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З. Компанейца: дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, "экспромтом" играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие тренинги вырабатывают у детей навыки слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру - игру в ансамбле. У дошкольников обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость.
В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках. Продолжаем обучение игре на ложках более углубленно,например в кружковой работе. Проводим с детьми беседу об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей. Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.
В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «туки, туки» или «копытца», «солнышко», «шофер», «тик-так» или «скольжение». Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приемами имеют свою индивидуальную спецификуи разминка позволяет подготовить исполнительский аппарат к игре, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?», «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо». Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания,песенки. Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому петь их детям не представляется особых трудностей и здесь важно правильно передать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами. На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение разными приемами игры на ложках и запоминаем положение рук и ног. У детей вырабатывается реакция, внимание, ответственность.
Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру). Такие импровизации –великое детское творчество и дети познавют мир музыки, развивают свое слуховое восприятие и музыкальную память. Выступление ансамбля ложкарей на концертах, утренниках, развлечениях стимулирует детей!
В подготовительной группе обучению в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели. Встает вопрос, как детям " влиться в мир звуков" ,не нарушив их гармонию, как научиться слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков.
Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием "партитура". Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, идет полным ходом развитие творческих и исполнительских способностей детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами,хорошо понимают дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививается любовь к русской народной музыке. Применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.
Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки».Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируется в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - деминуэндо, изменение последовательностей ритмических рисунков, с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики). Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также детям предоставляется возможность соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая все это своим речевым аппаратом, подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры: «Кто быстрее», «Кто лучше сыграет», «Контрасты». С приобретением необходимых навыков игры на ложках, дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела и часть тела соседа - музыканта, а также создают дополнительные звучащие точки: ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.
Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей. Большое значение имеют особенности музыкального языка: небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем. Руководствуясь методическим пособием Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь», для наглядности, большей доступности и подсказки детям составлена схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют, какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом. Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).
Дети подготовительной группы знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т. д.). По возможности и по желанию дети импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни. Дети могут организовать концерты в кругу семьи. Последний этап работы ансамбля – это выступление перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы. При такой работе широко используется музыкальный фольклор и на его примере привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.