Елена Терещенко
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в мир аквариумных рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в мир аквариумных рыб»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Формирование представления познавательной активности и гуманных отношений к живому.
Образовательные задачи: познакомить детей с золотой рыбкой, особенностями ее внешнего вида, местом обитания.
Развивающие: развивать способность наблюдать. Выделять признаки внешнего вида, отражать результаты наблюдения словесно.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в мир аквариумных рыб“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к обитателям аквариумов. Вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Предварительная работа: Рассматривание игрушечной рыбки. Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению», И. Коньков «Мой аквариум огромный»
Словарная работа: Туловище, плавники, хвост, чешуя, аквариум, жабры.
Материалы и оборудование: Таз с водой, два больших декоративных бокала с живыми рыбками, сачок, корм, кормушка, сдвинуть 4 стола по 2стола и посадить по 8 детей.
Ход образовательной деятельности:
- Дети, обратите, пожалуйста внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется? ("Сказка о рыбаке и рыбке")
- А кто написал эту замечательную сказку? (А. С. Пушкин)
- А какая рыбка была в этой сказке? (Добрая, волшебная, сказочная)
- Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т. е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.
- Дети, а вы любите аквариум?
- Почему? (ответы детей выслушать)
- Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.
- А кто живет в аквариуме?
У вас на столах стоят большие декоративные бокалы с рыбками, вы все внимательно посмотрите на рыбок и скажите, какую вы из них узнали, как она называется?
- Сегодня на занятие я принесла новую рыбку, посмотрите на нее: нравится ли она вам? (показываю ее в декоративном бокале всем детям)
- Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Рыбы - животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.
- Чтобы вы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку)
- Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.
- Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (чешуёй - закрепить это слово)
- Какого цвета чешуя у рыбки? (блестящая, серебристая и т. д., у разных рыб она разная, в основном серебристая)
- А на что похожа она? (на монетки) (напоминает нам одежду из серебряных монеток)
- Скажите мне, есть ли глаза у рыбки? Какой они величины? Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе?
- Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.
- А что еще у рыбки есть на голове? (рот)
- Какой он величины? (маленький)
- А какая у рыбки форма тела?
- Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.
- Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?
- Да, это плавники. Что рыбка ими делает? (двигает, когда плывет). Итак плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.
- А что рыбка делает хвостом? (изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей. (показываю своей рукой движение рыбки)
- А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)
- Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет
- Да, к Насте.
- А теперь? К Никите. А теперь остановилась и смотрит на нас.
- Как вы думаете рыбка видит нас? (да, у нее есть глазки)
- Рыбки не только видят, но и слышат и могут на расстоянии обнаруживать преграду.
- Интересно, ребята! А спят ли рыбки?
- Есть ли у них домики?
— Вот послушайте стихотворение, может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе
След собачий - к конуре
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин - к дырочке в полу
Жаль, что в аквариуме, на воде
Нет следов твоих нигде
Только темень, только тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
- Оказывается рыбки спят и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно "рыбье гнездо". Самый простой домик - это ямка в песке или камнях.
Давайте мы с вами отдохнем и превратимся в рыбок.
Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут,
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
То помашут плавниками
То закружатся кругами (движение по тексту)
После физкультминутки подходим все к аквариуму.
- Дети, где живут у нас рыбки? (в аквариуме)
- Что есть в нашем аквариуме? (вода)
- Какая вода в нем? Посмотрите она чистая, прозрачная (закрепить слово)
- Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица "Как рыба в воде"(когда человеку хорошо, комфортно, уютно).
Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?
- А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.
- Мы хорошо ухаживаем за своими рыбками, поэтому они такие веселые, быстро плавают.
- Давайте наших рыбок пустим в аквариум.
- Чем мы ее поймаем? Можно рыбку ловить рукой?
- Нет нельзя, ее можно повредить, и она заболеет. Ловят рыбок сачком (закрепить слово).
- Вика, возьми сачок и поймай рыбку в тазу. (ребенок ловит рыбку) вместе со мной. Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла, аквариум у нас просторный, ей будет свободно в нем плавать.
- А теперь давайте покормим рыбок.
- Кто знает, что это за рамочка на воде?
- Правильно — это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм- дафний и циклопов. Это мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Корма дают рыбкам столько, сколько они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложку. Кормят рыбок утром и вечером в одно и тоже время. Корм у нас хранится в этой баночке. Видите, на ней наклеены картинки с рыбками.
- Ну-ка, Ваня, насыпь в кормушку корм.
- Ребята, давайте позовем рыбок, я легонько постучу по стеклу аквариума.
- Смотрите, рыбки плывут к кормушке на мой стук, значит они слышат. У рыб нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.
- Смотрите, как рыбки захватывают корм ртом. Максим покажи, как они это делают.
Посмотрели, как они кушают! Давайте не будем им долго докучать, а пока они кушают, я вам загадаю загадки (садимся за столы). Вы слушайте очень внимательно, чтобы смогли мне ответить, так как эти загадки все живут в мире аквариумных рыб.
Итак загадка
1-я у родителей и деток
Вся одежда из монеток. (чешуя)
2-я Стеклянный дом
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы. (аквариум)
3-я у маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке. (рыбка)
4-я в воде играют,
А на земле умирают. (рыбки)
Молодцы! Умеете отгадывать загадки.
- А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину " В мире аквариумных рыб".
Правила викторины таковы: за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек. Победителей ждет сюрприз.
Итак начали:
1. Что представляет собой рыбы исходя из вашего понимания? (это животные, живые существа)
2. Где живут рыбы? (в воде)
3. Какие есть у рыб приспособления, чтобы жить в воде? (гладкая, овальная, вытянутая форма тела и чешуя)
4. На какие части разделено тело рыб? ( на 3 части: голова, туловище, хвост)
5. С помощью чего рыбки двигаются в воде? ( плавников: спинных, брюшных, хвоста)
6. Чем дышат рыбы и с помощью чего? (воздухом, который есть в воде, жабрами)
7. Как ведут рыбки себя в воде аквариума? ( по-разному: плавают быстро и медленно; плывут в разных направлениях, затаиваются, отдыхают, отыскивают корм, резвятся, играют, иногда дерутся)
А теперь подсчитываем у кого, сколько фишек. Подсчитали, а теперь давайте выстраиваться победители в порядке уменьшения:
1 - кто меньше собрал фишек
2 - кто чуть больше
3 - кто больше всех собрал фишек
По очереди вы будите заводить заводных рыбок в воде. Первым будет заводить победитель, у которого больше всех фишек, затем тот, у кого чуть меньше, и наконец тот, у кого их мало.
На этом наше путешествие в мир аквариумных рыбок подошло к концу.
И наше занятие мы закончим стихотворением:
Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно