Ивашкина Светлана Сергеевна
Конспект занятия в подготовительной группе «Народные промыслы «Чудо-Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема:[/b] Народные промыслы «Чудо - Гжель»[/b]
Цель: Ознакомление с традициями гжельского промысла.
Задачи:
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, закрепить умение детей рисованию элементов гжельской росписи, закреплять знание цветовой гаммы данной росписи, отличать гжельские изделия от других.
Развивающие: развивать творческий потенциал, память, мышление, расширять словарный запас (керамика, фарфор, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью.
Воспитательные: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение рассматривать работы друг друга, выделять наиболее удачные, воспитывать любовь к народному творчеству.
Предварительная работа: беседы о росписях, освоение простейших приёмов гжельской росписи, загадывание загадок, чтение стихов.
Материал: игрушка филин, посуда с гжельской росписью, конверт, д/игра «Разрезные картинки» («Пазлы» гжельской посуды, аудиозапись русских народных песен, презентация, образцы элементов гжельской росписи, палитра, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги для тренировки, ножницы, клей пва с кисточкой. Конфетница и её детали на листе. (по количеству детей)
Ход занятия.
Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! Нам здороваться ни лень: всем «Привет!» и «Добрый день!», если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся.
(воспитатель просит детей занять свои места)
В: - Ребята, к нам в гости прилетел мудрый филин, и принёс конверт, давайте посмотрим, что в нём. (открывает конверт, в нём разрезные картинки)
В: - Что это, ребята?
Д: - Разрезные картинки.
В: - Что на них изображено, как мы узнаем?
Д: - Чтобы узнать, нужно их собрать.
Игра «Разрезные картинки»
(Дети подгруппами по 4 человека собирают картинки «пазлы»)
В: - Что получилось?
Д: - Блюдце, чайник, кружка, сахарница.
В: - Что общего в этой посуде?
Д: - Она в сине - голубом цвете.
В: - Правильно, вся посуда украшена сине-голубом узором, который расположен на белом фоне. Как вы думаете, как называют такую посуду?
Д: - Гжельской посудой.
В: - Правильно, ребята. мы сегодня поговорим о старинном народном промысле «гжель» (показ презентации).
1 слайд. Название этого народного промысла связано с одним селом, находящимся в Московской области.
2 слайд. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую.
3 слайд. Однажды они увидели на поверхности земли большой пласт белой глины. Народ узнал о высоком качестве этой глины, и что из этой глины получается отличный фарфор.
4 слайд. Так появился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий.
5 слайд. Существует мнение, что слово «гжель» является искажённым словом «жгель». Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Село, в которой производили керамику, тоже стали называть Гжелью.
6 слайд. Затем посуду стали покрывать белой эмалью и расписывать. В посуде использовались декоративные детали: ручки в виде веток, носики в виде головок птиц. Кроме посуды, появились статуэтки и игрушки.
7 слайд. Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своём искусстве своё видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Гжель была и остаётся непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа.
В: - Ребята, давайте отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Наши синие цветки, распускают лепестки (глазки открыли, вправо - влево поглядели)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (ресницами помахали)
В: - Сейчас я предлагаю вам стать гжельскими мастерами, согласны?
Д: - Да.
В: - Делать мы будем конфетницу и распишем её в стиле «гжель» (показывает работу)
- Как называется роспись по белой глине сине-голубыми красками?
Д: - Гжельская роспись.
В: - Какие узоры изображены на гжельской росписи?
Д: - Цветы, листья, веточки, капельки, завитки, стебельки, волнистые линии, точки, кружки.
В: - Прежде чем приступить, мы сначала разомнёмся.
Физкультминутка.
Птичка в воздухе летела, (встать около своих столов)
Птичка крыльями махала (развести руки в стороны и помахать)
Полетела вправо, влево (повороты корпуса вправо, влево)
И на ветку тихо села (сесть на свои места)
В: - Посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.
(Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно выполнить работу)
- Сначала вырезаем боковые стороны конфетницы (4, 5) и расписываем их. Затем вырезаем детали 2 и 3, склеиваем из них ручку и украшаем цветочным орнаментом (показывает). Когда высохнет изделие склеиваем его до конца так, чтобы оно стояло на не расписанном донышке: к донышку приклеиваем низ боковых сторон конфетницы (4, 5, потом к основанию приклеиваем ручку с одной стороны и соединяем с обеими сторонами конфетницы.
(Дети приступают к работе, во время работы звучит спокойная музыка, воспитатель осуществляет индивидуальную помощь)
В: - Ребята, посмотрите на наши замечательные работы, какие получились красивые конфетницы. Какая конфетница вам нравится больше всех? (Дети оценивают работы). Вы все большие молодцы! Спасибо всем!