Елена Николаевна Саблина
План-конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Сине-голубое чудо Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского узора (колорит, композиция).
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к народно-декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности. Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла.
Публикация «План-конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста „Сине-голубое чудо Гжель“» размещена в разделах
Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цвета, кайма.
Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры: лепестки, капельки, волнистые линии.
Активизировать словарный запас (гжель, мастер, кайма).
Развивающие: Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.
Развивать чувства формы, симметрии. Развивать мелкую моторику.
Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки.
Воспитательные:
Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.
Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем.
Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
Виды детской деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, изобразительная (рисование, двигательная (овладение основными движениями).
Методы обучения: рассказ (проверка знаний); демонстрация: практическая работа (проверка умений); самостоятельная работа. Основные дидактические принципы:
принцип совмещения теории с практикой; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : имеет первоначальные представления о народном промысле Гжель.
Предварительная работа: Знакомство с историей промысла, с элементами росписи, роспись детьми, рассматривание альбома «Гжель», слушание песни «Незабудковая гжель».
Материалы и оборудование: ИКТ- при создании плана занятия были использованы Интернет-ресурсы, текстовый редактор Word. Технические средства обучения : доска, мольберт, подставки, ширма для настольного театра, ноутбук; демонстрационный: посуда, фигурки, папка-передвижка по теме «Гжель». Раздаточный: краски синяя и белая, баночки с водой, кисточки №6, №3, салфетки, образцы,
глина, стеки, заготовка глиняного блюдца для росписи – по количеству детей.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
1. Вводная часть: организационный момент.
2. Ведение в тему по средствам настольного театра. Мотивация, ознакомление с новыми знаниями, принятие детьми цели занятия.
3. Основная часть. Практическая работа: практическая работа на выявление умений и навыков при работе с глиной, гуашью.
4. Динамическая пауза – русская народная подвижная игра.
5. Заключительная часть: оценка проделанной работы. Рефлексия.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть: организационный момент.
Деятельность педагога: Дудочка заиграла, нас в круг позвала! Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл – это девочка Маша и её бабушка. Давайте поприветствуем наших гостей. А пришли они к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую необычную ёлочку.
Эта ёлочка украшена необычным узором сине-голубого цвета. Кто-нибудь видел уже такой узор. У этого узора есть название. Хотите узнать как он называется? И как создаётся такой узор. Маша и бабушка приглашают вас в театр, где они вам и расскажут об этом необычном узоре.
Деятельность детей : Дети собрались в круг. Дети здороваются, желают доброго утра.
Дети выражают свой интерес, замечают в чем необычность ёлочки. Проводят сравнение с обычной ёлочкой. Дети отвечают, что видели. Дети проявляют интерес, проявляют желание посетить импровизированный театр.
ФОТО раздел 1:
2. Введение в тему: мотивация, ознакомление с новыми знаниями, принятие детьми цели занятия.
Деятельность педагога: Жила-была девочка Машенька. Не за горами, не за долами и не за синими морями, а в старинном подмосковном местечке Гжель. Девочка как девочка: весёлая и озорная. Но очень уж любила Машенька сказки и всевозможные истории. Бывало, выпадет у бабушки свободная минута, Машенька тут как тут: «Расскажи бабушка про старую Гжель». Лучше самой интересной сказки любила Машенька эти бабушкины рассказы, которая сама бабушка слышала от своей бабушки, а та, надо думать, от своей. И начинает бабушка – Давным-давно это было. Когда славилась Земля русская мастерами разными. Людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту, прославляя свой родной край. И задумал народ, который жил в деревне Гжель прославить свой родной край. И вспомнили жители, что земля их богата глиной белой. И решили люди мастеровые посуду да игрушки делать из глины. И всё у них ладно получалось. Вот только как же им сделать их кувшины, тарелки, вазы игрушки особенными, что во всей Руси нет и не было. И вот пошла как-то девушка на речку за водой. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показала девушка мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Фантазия у наших прадедов и впрямь была богатейшая. И такие чудеса творили из глины, и такими цветами необыкновенными украшали свои затейливые изделия, что замирала душа у каждого, кто глядел на чудо чайники, вазы, кувшины, тарелки, сахарницы.
- Да вот и у тебя, Машенька, что-то от наших прадедов осталось. Смотри-ка какие ты диковинные цветы нарисовала и кувшин какой придумала! Кто тебе только подсказал такие формы необычные.
- Да ты же знаешь, бабушка, что с нами в садике занимаются, росписи учат, посуду старинную показывают. Вот и я свои силы попробовала. А, правда, бабушка, хорошо получилось?
Воспитатель: Ребята. Правда, красиво у Маши получилось расписать кувшин? А вы бы хотели поучиться росписи гжельской, как и Маша? Тогда я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.
Деятельность детей :
1. Дети знакомятся с героями спектакля, с сюжетом, который рассказывает о появлении русского народного промысла - Гжель.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Дети слышат музыкальное сопровождение к спектаклю: «Душа Руси» - дудочка, гусли и жалейка.
4. Дети узнают о богатстве и разнообразии гжельского промысла. Дети оценивают работу Маши. Проявляют желание сделать роспись в стиле Гжель своими руками.
Фото: раздел 2.
3. Основная часть: Проектирование решение, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Деятельность педагога:
Воспитатель в роли мастерицы: Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть у себя в гостях.
Садитесь поудобнее. Я вам сейчас расскажу о настоящем народном сокровище под названием Гжель. Гжель - это традиционное русское искусство, связанное с росписью керамики и фарфора. Этот промысел имеет богатую историю и является важной частью русской культуры. Наши предки были в основном сельскими жителями. А Россия – страна с суровыми длинными зимами. Чем же заниматься зимой, когда урожай собран, корм для животных заготовлен, припасены соленья и варенья? Тогда не было ни телевизора, ни Интернета, да и книги были большой редкостью. Женщины зимой пряли пряжу, ткали ткани, шили одежду. Русским людям всегда хотелось сделать жизнь вокруг ярче, веселее, наряднее. Но тяга к прекрасному у нашего народа выражалась не только в народных песнях, сказках, былинах, но и в предметах, которыми люди себя окружали. Так в разных уголках нашей страны начали зарождаться народные художественные промыслы.
Что же это такое? Изготовление различных предметов, необходимых в быту и выполненных из различных материалов: дерева, металла, камня, кожи, ткани и пр. Но это не просто изделия, а предметы быта, имеющие декоративно-прикладной характер. Например, для чего нужна кружка? Чтобы из неё пить. А если её украсить нарядной росписью, кружка становится произведением искусства. Хотя и не теряет своего прямого назначения: из неё по-прежнему можно пить и чай, и молоко. Только молоко в красивой кружке становится вкуснее!
Деятельность детей : Дети проходят в мастерскую, внимательно слушают. Задают вопросы. Отвечают на вопросы в ходе беседы. Рассматривают иллюстрации, подходят к стойкам с глиняной посудой, керамическими игрушками – берут в руки, подробно рассматриваю узор. Дети лепят из глины тарелочки, смачивая пальчики водой. Придают круглую и плоскую форму своему изделию. Дети смешивают гуашь (белую и синюю). Раскрашивают рисунок «Птицы-счастья» на заготовках из белой глины.
Фото раздел 3:
4. Динамическая пауза.
Деятельность педагога: Ребята, вы слышали такую пословицу: "Делу время, а потехе час"? Смысл этой пословицы заключается в том, что большую часть времени нужно уделять делам или чему-то нужному и полезному, а потехе час означает то, что после всех своих трудов можно и отдохнуть. Вы сегодня хорошо потрудились, настало время и отдохнуть.
Деятельность детей : Дети знакомятся с новой пословицей. Танцуют и играют, слушают русскую народную музыку.
Фото: раздел 4.
5. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия.
Деятельность педагога: В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов : «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?». Воспитатель отмечает: «Смогли выполнить задуманное, потому что научились., узнали.».
Деятельность детей : Дети оценивают свой результат. Рассматривают работы друг друга. Отвечают на вопросы, анализируют полученные в ходе занятия знания.