Светлана Ескина
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями.
2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит росписи).
3. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.
4. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству „Гжель, Сине-голубое чудо“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
5. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Предварительная работа:
Беседа-рассказ «Сине-голубое чудо Гжели»;
Просмотр презентации «Чудо Гжели»;
Рассматривание гжельской посуды, тематического альбома «Гжель»;
Дидактические игры «Собери гжельскую розу», «Собери посуду» (разрезные картинки);
Чтение легенды «Откуда в Гжели синий цвет».
Методы и приемы:
Наглядный, прием жеста руки, словесный, репродуктивный, практический.
Материал и оборудование: выставка гжельской посуды, иллюстрации с изображением гжельских изделий, таблицы с элементами гжельской росписи, шаблоны посуды, гуашь, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
- Ребята, посмотрите какая у нас выставка красивой посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).
- Почему ее так называют? (Ответы детей).
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – ГЖЕЛЬ!
П. Синявский
- Из какого материала изготавливают гжельскую посуду? (Из белой глины).
- Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками. Откуда взялся этот цвет? (Дети вспоминают легенду «Откуда в Гжели синий цвет»).
- Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи : бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).
- А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще, гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? (Ответы детей).
- Сегодня вы будете гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).
- Давайте вспомним правила рисования краской: Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за «рубашечку» (железный наконечник, не сжимая сильно пальцами. Смачивая кисть в воде, отжимать лишнюю воду о край баночки. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз.
- Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть. (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора).
Итог занятия :
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!