Светлана Борисова
Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Предмет: «Вокальный ансамбль»
2 класс
Тема урока : «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле»
Учебная программа: Рабочая программа по предмету «Вокальный ансамбль» (2012 г. Составитель: Борисова С. В.)
Тип урока : комбинированный, закрепление музыкального материала с введением новых элементов
Публикация «Конспект урока во 2 классе „Вокальный ансамбль“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности
Задачи:
Образовательные:
• закрепление понятия «Средства музыкальной выразительности»;
• развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;
• закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках
Развивающие:
• укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
• развитие навыков и приемов ансамблевого пения;
• развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал;
• развитие умения анализировать свою деятельность, в ходе просмотра видеозаписи урока-репетиции
Воспитательные:
• формирование умения работать в команде;
• формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
• формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися
Методы:
наглядный (показ, словесный (объяснение, беседа, практический
Форма организации детей: групповая
Характеристика группы: группа 2 года обучения, девочки 8-9 лет в количестве 8 человек (на примере шоу-группы «Смайлики»)
Время занятия: 45 минут
Материально – техническое обеспечение урока :
• фортепиано;
• микрофоны;
• колонки (мониторы) – 2 шт. (для принятия стерео сигнала);
• ноутбук;
• микшерный пульт с усилителем;
• видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура
Структура урока :
I. Начало урока
1) организационный момент
2) приветствие
3) сообщение темы и цели занятия
II. Основная часть
1) комплекс упражнений на дыхание, ритмический рисунок произведений, дикцию в движении;
2) выполнение вокальных упражнений – распевка;
3) учебно – дидактическая игра;
4) Работа над репертуаром:
Песня «Бабушка пирата», «Жираф»
III. Заключительный этап
1) просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов;
2) подведение итогов занятия;
3) аплодисменты
Ход занятия
Этап Время Содержание Примечание
Начало урока
5 мин Организация начала занятия, приветствие учащихся, активизация внимания, сообщение цели занятия, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. Беседа по теме занятия.
Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг. Беседа об ансамблевом звучании, опрос по средствам музыкальной выразительности.
Основная часть
10 мин
Выполнение комплекса упражнений на дыхание:
1. «Холодное дыхание»
2.«Егорка»
3.«Насос».
Артикуляционная гимнастика
Вокальные упражнения-распевка :
1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом и открытым ртом на слоги)
2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)
3. «Секвенции» вокальные и дикционные
(пение кантилены, стакатто)
4. «Смешанные ритмы»
(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)
5. Двухголосие
(пение двухголосной части мелодии «Бабушка пирата» и «Жираф» на звук «а», сначала отдельно по партиям, затем вместе)
Все упражнения выполняются в кругу.
Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей.
Дикционные упражнения и артикуляционная гимнастика дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.
Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению.
Основная часть
5 мин
Учебно – дидактическая игра «Средства музыкальной выразительности»
Дети разбирают дидактический материал – нотки с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; ритмический рисунок; темп.
Дают определения понятиям и анализируют его в музыке песни «Жираф».
Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению
Основная часть
20 мин
Работа над репертуаром:
Песня «Жираф»
Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах, сначала с инструментом, затем с использованием микрофонов.
Ведется работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи, драматургия произведения)
Повторение песни «Бабушка пирата» с использованием микрофонов и исполнением поставленных движений, подготовка в конкурсу.
Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом
характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.
Заключи-тельный этап
5 мин Просмотр видеозаписи занятия, выявление и анализ проблемных моментов
Выявление ошибок и неточностей, постановка цели на следующее занятие-работа над ошибками.
Прощание, аплодисменты Все занятия и выступления в процессе обучения необходимо фиксировать видео- или аудиоаппаратурой, с дальнейшей демонстрацией на компьютере/ноутбуке, при просмотре тщательно анализировать ошибки и подчеркивать лучшие моменты выступлений
Приложение
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения, способствующие улучшению нижнереберного дыхания.
«Холодное дыхание» - принять правильную осанку, одну руку положить на диафрагму, вторую поставить перед собою на уровень рта на небольшом расстоянии. Делается медленный плавный вдох через нос. Рука в это время ощущает, как расширяется низ грудной клетки. Затем плавный выдох, можно без звука, можно озвучить букву «У» открытыми губами, сложенными как при свистке. Выдыхать нужно на поставленную ладонь, а ладонь должна ощущать равномерное дыхание без толчков. Наглядно это упражнение можно делать с зажженной свечей, чтобы при выдохе пламя свечи не погасло (расстояние не должно превышать 20-25 см).
«Егорка» - произнести детскую считалочку: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», потом вдохнуть, и на выдохе считать как можно дольше: «Раз Егорка, два Егорка и так далее». Младшим детям это упражнение очень нравиться.
«Насос» - встать прямо, ноги на ширине плеч, взяться за рукоятку воображаемого насоса: выпрямляемся – вдох, наклоняемся – выдох. Губы при этом в виде свистка.
Очень полезно ученику петь упражнения на «Staccato» - в них ярко выражается работа диафрагмы. Со своими учениками я делаю это распевание по мажорному трезвучию вверх и вниз.
Артикуляционная гимнастика
1. Раскрытие рта – хорошо и свободно открывающийся рот;
2. подтягивание верхней губы к деснам зубов (вялость губ препятствует правильному формированию звука). Борьба с «мертвой» губой», тормозящей четкость и звучность речи;
3. опускание нижней губы к деснам зубов;
4. чередование движений верхней и нижней губы по отдельности, как указано во 2 и 3 упражнении;
5. специальная тренировка верхней губы (рот слегка раскрыт, верхняя губа верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них так, чтобы край губы загибался внутрь рта, затем, растягиваясь в стороны, далее в исходное положение);
6. специальная тренировка нижней губы (то же, что и я верхней губой);
7. специальная тренировка нижней и верхней губы одновременно (повторить 5 и 6 упражнение одновременно);
8. движение нижней челюсти вперед, вправо, влево, вниз и кругом. Цель – хорошо раскрыть рот и развить подвижность нижней челюсти. Упражнение выполнять медленно и округло;
9. движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их, затем в стороны (зубы сжать);
10. движение сомкнутых выпяченных губ вперед, влево, вправо, вверх, вниз и кругом.
Упражнения для языка
1. Язык лежит плоско с небольшим углублением и на спинке. Кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот широко раскрыт в вертикальном положении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло;
2. Движение кончика языка к передним зубам;
3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек (укладывание – «шпага»);
4. Рот слегка раскрыт, язык из нормального положения (кончик языка у нижних зубов, корень опущен (идет по вверху, совсем загибаясь назад по направлению к небу, и затем снова ложится обратно). Упражнение рассчитано также на тренировку уздечки и укрепление мышц языка. Оно проводится при неподвижности нижней челюсти, для звуков Т, Д, Л, Р. Наблюдается сильная вибрация звука Р.
5. Упор к зубам, а затем энергичный отрыв от верхних передних зубов Т, Д;
6. Нижняя губа должна касаться передних верхних зубов (прикус) В, Ф и т. д.
7. Для разработки корня языка: кашляем как старички КХА, КХА, КХА; постреляем пальцем, прицеливаясь в цель – КХ, КХ, КХ; застряла в горле кость – КХХ, КХХ, КХХ, кричит ворона – КАР, КАР, КАР,
Скороговорки
1. Поменяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
2. Няня мылом мыла Милу
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила,
Мила молодчина
3. На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова, на траве двора.
Описание выполнения распевки
Вокальные упражнения :
1.«Ниточка»
Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.
Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.
2. «Музыкальный лифт» .
Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.
Проходим от ля (м) до фа(1) основного звука.
3. «Секвенции»
Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук «Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.
4.«Смешанные ритмы»
Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.
5. Двухголосие.
(пение двухголосной части мелодии припева песни на звук «а»)
Описание проведения дидактической игры
Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – нотки. В центре каждой нотки - название средства музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; ритмический рисунок; темп.
Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.
Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.
В зависимости от выбранной нотки, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если нотка – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т. д.
На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Жираф». Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр). В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?
Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Стремительный прогресс компьютерных технологий, изобретение новых технических средств обучения, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, раскрывают неограниченные возможности для модернизации концептуально-методологических и методических подходов к обучению музыке и, в частности пению. Однако проблема нехватки, а вследствие ограниченного использования ТСО или неиспользования вовсе, для совершенствования эстрадного вокального обучения до сих пор во многих учреждениях стоит очень остро.
Таким образом, возникает вопрос: почему для обучения пианиста наличие фортепиано обязательно, а для эстрадного вокалиста звуковоспроизводящей аппаратуры нет? Для обучения скрипача необходим смычок, а для эстрадного вокалиста микрофон при работе в классе не обязателен? Ответ лежит на поверхности – преподаватели к настоящему времени разработали уже свои теории и методики обучения эстрадному пению, а вот теоретические и методические аспекты использования ТСО в учебной практике пока используются далеко не всеми.
Так как эстрадное искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, акустическая обработка звука, магнитофон и т. д., то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить детей пользоваться ими в учебном процессе является первой задачей педагога в работе с обучающимися по предмету «эстрадное пение».
Практически все дети, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, необходимо использовать разговор с ним. Когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы: как его зовут, как зовут членов его семьи и т. д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого можно переходить к постановке голоса с использованием микрофона и звукозаписи;
Уже на этом – подготовительном этапе учащиеся знакомятся с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, детям рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, дети получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении.
Эстрадная манера пения приближается по звучанию к народной манере, но использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале, поэтому в работе с детьми в стиле эстрадного вокала следует опираться на лучшие достижения русской вокальной методики.
На следующем этапе следует использовать метод создания определенных акустических условий для улучшения тембрового звучания голоса детей. В диссертации кандидата педагогических наук О. И. Поляковой «Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков» (Москва, доказано, что возможно изменять спектр детского певческого голоса в желаемом направлении, т. е. с помощью современных микрофонов и аудио-аппаратуры возможно добавлять в звучание необходимые частоты – чаще высокие в диапазоне от 3200-3800 Гц и эффект реверберации, где Т = 4-8 сек (что соответствует эффекту звучания певческого голоса в помещении зала с хорошей акустикой). Затем, при помощи наушников, обработанное звучание голоса нужно снова возвращать к уху ребенка. В результате такого воздействия на слух соответственно изменяется первоначальный спектр голоса обучаемого. При этом возникает ощущения «комфортности» у детей при пении. Кроме того, доказано, что изменения тембрового звучания голоса детей возможно, но только в том случае, когда возвращаемый в наушники, обработанный голос ненамного отличается от его первоначального источника по спектральным характеристикам их собственного голоса.
Данная закономерность позволяет на деле реализовывать принцип индивидуального подхода в практической работе с детьми. Искусственные акустические условия при этом можно считать «вспомогательным эталоном» для подражания. Вместе с тем педагогу необходимо следить за тем, чтобы качество звучания голоса, поступающего в наушники, было не «механическим» (когда чрезмерное добавление высоких частот приводит к отрицательному эффекту, а при подборе акустических параметров для каждого певца учитывать индивидуальные особенности его голоса. Работа педагога в условиях студии звукозаписи, при наличии звукорежиссера даст наиболее положительные результаты.
Опыт практической работы с микрофоном показал, что необходимо помнить о существенных различиях в их чувствительности в зависимости от марок изготовителей и о роли расстояния между певцом и микрофоном.
Сравнивая первоначальную аудиозапись с обработанной компьютером аудиозаписью, на уровне подсознания у ребенка происходит корректирование звучания его голоса по принципу саморегуляции. При этом создаются условия для активизации самоконтроля в пении.