Тамара Орехова
Конспект урока по обучению грамоте в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте. Урок – путешествие. 1 класс. («Гармония»)
Учитель: Орехова Тамара Ивановна
Оренбургская область,
Переволоцкий район, с. Япрынцево
Тема: "Повторение изученного"
Цели: 1) Продолжить работу по формированию фонетического слуха;
2) Актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах, определять на слух место звука в слове, развивать умения читать слова с изученными буквами, формировать сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение;
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте в первом классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
3) Обогащать словарный запас;
4) Развивать познавательные процессы;
5) Воспитывать интерес к детской литературе; привычки здорового образа жизни;
6) Формировать трудовое отношение, работу между собой, уважение друг к другу.
7) Формировать объективную самооценку и взаимооценку.
8) Воспитывать усидчивость, внимание, память.
Оборудование: вывески с названием путешествия «Овощи и фрукты — витаминные продукты» и девизом урока, карточки с названием станций (Овощная, Фруктовая, Витаминная, Чистюлькино, Питания, плакатики со стихотворениями о витаминах, таблички со скороговорками, портрет Вопросика, набор магнитных букв, карточки со звуковыми схемами слов, муляжи фруктов и овощей, условные значки для характеристики настроения (тучки, солнышки,музыкальная запись физминутки.
Ход урока
I. Позитивный настрой учащихся на урок.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
А теперь покажите условным знаком свое настроение. (солнышко, солнышко с тучкой, тучка)
II. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.
В ходе нашего путешествия чем мы будем заниматься? (почитаем, поработаем по схемам, поговорим о звуках и буквах, ответим на множество интересных вопросов, узнаем много нового).
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников.
А чтобы речь наша была правильная и красивая, проведем:
"Губы". "Щечки". Работа над дикцией.
Речевая разминка (проводит учитель)
Ра – сильный снег идет с утра.
Со – накачено колесо
Ши – в садик ходят малыши
Ли – в школу дети пришли
Ры – у всех девочек шары
Чи – а у мальчиков мячи
Рок – у нас начался урок.
б) чистоговорка:
• ар-ар-ар – кипит наш самовар
• ор-ор-ор – созрел наш помидор
• арь-арь-арь – на стане висит фонарь
• Ир-Ир-Ир - мой папа командир
• Ри-ри-ри -на ветке снегири
• Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
• Шо-шо-шо - учусь я хорошо.
Скороговорки:
Коля колет колья.
У Кондрата куртка коротковата.
Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.
– Язычки готовы к работе.
Тема нашего путешествия «Овощи и фрукты - витаминные продукты».
Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.
III. Обобщение и систематизация знаний.
А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе вместе с дружком - ВОПРОСИКОМ.
Прежде, чем сесть в автобус, надо выполнить его задания:
а) На какие группы делятся звуки?
Что знаете о гласных звуках? О согласных?
б) ВОПРОСИК принес нам буквы. Давайте произнесё м их: (а, о, ы, и, к, у)
Среди них есть лишняя буква. Помогите нашему герою найти ее. (к).
Итак, садимся в автобус. Назовите правила поведения в автобусе.
- Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она ….
1. Станция Овощная.
Работа со словом - овощная.
1. Назовите гласные буквы. (о, а, я)
2. Назовите согласные буквы. (в, щ, н)
3. Какой согласный звук всегда мягкий? (щ)
Ждут здесь овощи ребят,
Они загадки загадать хотят!
Каждое слово - отгадку разделить на слоги, поставить ударение, назвать «опасные места».
1) Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)
Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки ”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
2) И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом …. (картошка)
На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.
3) Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста) подбери схему
Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».
4) Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь) ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: какие в этом слове сонорные согласные? Какая буква не имеет звука?
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
- А еще давайте вспомним два важных овоща. (про лук и чеснок).
- Что вы о них знаете? (Лук и чеснок можно применять для сохранения и укрепления здоровья человека, а также в лечебных целях. Чеснок и лук от всех недуг.)
- А какие овощи вы еще знаете? (Перец, Горох, Свёкла, Редиска, Огурец, Баклажан)
- Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
Поспешим на следующую станцию.
- Мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Следующая станция.
Музыкальная физминутка (Песенка «Солнечные зайчики»)
2. Станция Фруктовая.
Отгадки составьте в индивидуальных кассах букв
1) Обезьяна утром рано
В зоопарке ест… (бананы)
2) Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (апельсин)
3) Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
4) На сучках висят плоды,
Посинели от жары… (сливы)
5) Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - … (фрукты)
- А как отличить фрукты от овощей?
(Фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона.)
- А вспомните, где растут овощи? (В огороде.)
Физминутка – игра.
- А теперь проверю вас. Если я показываю овощ – вы приседаете, если фрукт – руки вверх.
- Зачем нужно есть фрукты и овощи?
(В них содержаться витамины, минералы, соли и т. д).
- А что такое витамины? (Витамины – жизненно необходимые питательные вещества. Они содержатся в пище и необходимы для здоровья нашего организма. Vita - означает жизнь. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов.)
3. Станция Витаминная.
- Мы отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на
" Витаминной станции".
- В каких овощах содержится витамин А? (Капуста, морковь, помидоры)
- Для чего нужен этот витамин? (Чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
- В каких овощах и фруктах есть витамин В? (Свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
И за день поесть немножко,
Яблоко, свеклу, картошку.
- А где же мы встретим витамин С? (В черной и красной смородине, лимоне, луке).
От простуды и ангины
Помогают витамины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
- Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.)
- Для чего организму нужны витамины?
Стихотворение про витамины.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут,
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.
- Отправляемся на следующую станцию, а называется она.
4. Станция Чистюлькина.
- Человек выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на его пути? (Злючка – Грязючка).
- Да, она любит грязь, а что должен сделать человек, чтобы она не появилась? (Вымыть морковку.)
-Господин Чистюлькин тоже дает вам советы.
ПАМЯТКА:
1. Мойте руки перед едой.
2. Покупайте овощи и фрукты в магазине.
3. Храните овощи и фрукты в холодильнике.
4. Соблюдайте сроки хранения этих продуктов (30 дней)
5. Мойте овощи и фрукты перед едой.
6. В ежедневный рацион включайте овощи и фрукты.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима.)
-Зимой организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.
-А кто скажет для чего?
- Правильно, начинать готовить грядки для овощей.
- А для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.
4. Станция Питания.
Работа с букварём. Стр. 90-91.
IV. Подведение итогов.
Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.
- Ребята, интересно вам было на уроке?
- Что такое овощи и фрукты? Чем они отличаются?
- А какой витамин самый полезный?
- Почему нужно в пищу употреблять разные овощи и фрукты?
- Для чего мы познакомились с овощами и фруктами?
- Вы хорошо работали.
- Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» приготовили для вас награды. (Дети получают медальки.)
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим).