Лариса Сосновских
Конспект урока математики во 2 классе «Периметр квадрата и прямоугольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика. 2 класс. Школа 2100.
Тема: Периметр квадрата и прямоугольника.
Цель урока : открытие новых знаний о нахождении периметра квадрата и прямоугольника.
Задачи урока :
1. Актуализировать и упорядочить знания учащихся о прямоугольнике и квадрате.
2. Совершенствовать навыки изображения прямоугольника и квадрата.
3. Вывести формулы периметра квадрата и прямоугольника.
4. Развивать умение применять полученные знания и умения на практике.
Публикация «Конспект урока математики во 2 классе „Периметр квадрата и прямоугольника“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
5. Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
6. Формировать умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
7. Развивать речь, внимание, логическое мышление.
Формы организации работы детей: фронтальная, в группе, индивидуальная, работа с карточками.
Ожидаемые результаты урока :
Предметные: формирование навыка изображения геометрических фигур (квадрат и прямоугольник, умение находить периметр этих фигур по формулам.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.
Ход урока
1. Организационный момент. (Дети сидят по группам по 5-6 человек 4 группы).
Слайд 1
Громко прозвенел звонок -
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Проверьте свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой. Давайте посмотрим, с каким настроением вы начинаете урок? (если хорошее настроение, то поднимаем солнышко, если плохое - тучку).
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
- Тогда мы отправимся сегодня в путешествие. А вот куда, вы отгадаете, выполнив задание.
Слайд 2
( На доске картинки: арифметическое выражение, карандаш, линейка, угольник, циркуль, прямоугольник, круг, квадрат.
Найти лишнее.)
- Лишнее арифметическое выражение, так как всё остальное имеет отношение к геометрии.
Клик.
И все эти предметы и фигуры нам пригодятся на уроке.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрия!
В этой стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты.
Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну не летят самолёты,
Не едут машины и не ходят суда.
В страну Геометрию вы попадёте
В школе за партой легко и всегда!
- Ребята, кто-нибудь знает что такое Геометрия? (Выслушиваем ответы)
- Обратимся за научным ответом к Учёному Коту.
Слайд 3, клик.
(В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» – земля,«метрио» – измерять).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Что то измерять, записывать измерения.)
Верно. А ещё нам нужно вывести две формулы. А какие вы узнаете чуть позже.
3. Устный счёт.
- Итак, в путь! Но нам нужен транспорт. Создадим его сами!
Возьмите каждый по геометрической фигуре на столах, найдите значение выражения на фигуре и наклейте её, соответственно результату на большой цветной прямоугольгик.
(В каждой группе получается вагон. На доске составляем поезд.)
Выражения на геометрических фигурах:
(48 - 33) : 5 + 81 = 84 (92 - 90) х 5 + 80 = 90
(5 х 3 + 22) – 3 = 34 (21 – 1) : 5 + 73 = 77
(28 + 2) : 5 + 40 = 46 8 х 1 - ( 35 : 5) = 1
- Из каких геометрических фигур состоят наши вагончики? (квадрат, прямоугольник, круг)
- Нас сегодня будут интересовать квадрат и прямоугольник.
- Расскажите все, что знаете о квадрате и прямоугольнике? (Дети отвечают)
- Чем они похожи, а чем отличаются?
- Мы выяснили сходство и различие этих фигур. Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.
4. Открытие новых знаний.
- Пока мы с вами повторяли свойства квадрата и прямоугольника, мы прибыли в город Периметр.
Слайд 4
- Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться в этом городе? (Периметр – это сумма длин всех сторон. Это величина, которая измеряется в см. Обозначается латинской буквой Р).
Верно. И вот задание.
Клик
Начертите квадрат со стороной а, если а = 2см (1 группа, 3см (2 группа, 4см (3 группа, 5см (4 группа).
Найдите периметр этих квадратов. Запишите выражения, заменяя умножением.
- Откройте тетради, запишите дату и выполните первую часть задания (начертить квадрат).
Клик Клик
1. Р=2+2+2+2=8 (см) 2 х 4=8 (см)
2. Р=3+3+3+3=12 (см) 3 х 4=12 (см)
3. Р=4+4+4+4=16 (см) 4 х 4=16 (см)
4. Р=5+5+5+5=20 (см) 5 х 4=20 (см)
А теперь заменим длину стороны буквой а и запишем нахождение периметра квадрата только с помощью буквы:
Клик Клик
Р (квадрата) = а+а+а+а = а х 4 (см)
Слайд 5
Формула периметра квадрата (Дети то же записывают в тетрадь красным карандашом)
На карточке формула на доску (В виде вагона прицепляем к нашему поезду).
Физминутка
Много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Начертить прямоугольник,
А на нём огромный круг,
Вот овалы. Их четыре.
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый Чудачок.
(На доске по ходу выполнения движений появляется Чудачок, состоящий из геометрических фигур. См. приложение).
5. Конструирование нового способа действий.
Ребята, такой Развесёлый Чудачок – это мэр города Периметр. Он прислал нам напутствие в дорогу:
Уважаемые дети!
Вы умнейшие на свете!
Я желаю вам в пути
Ещё формулу найти.
Вы её быстрей найдёте,
Если знания возьмёте
Те, которыми я вас
Осчастливил в этот раз.
Про периметр квадрата
Помните, мои ребята!
А умножить на четыре
Знаменита во всём мире!
Ну, не смею вас держать.
К фонтану нужно вам бежать!
Там вы сами всё поймёте,
Да и формулу найдёте!
Желаю знаний сундучок!
Развесёлый Чудачок.
- А пока я вам читала напутствие мэра, мы пришли к Прямоугольному фонтану.
Слайд 6
Вот задание:
Клик
Начертите прямоугольник длиной b и шириной а, если а = 2 см, b = 5см (1 группа,
а = 1см, b = 4см (2 группа, а = 2 см, b = 3см (3 группа, а = 1см, b = 3 см (4 группа).
Найдите периметр. Запишите выражения, заменяя, где возможно, сложение умножением.
- Выполните первую часть задания. (Начертить прямоугольник).
- Мы знаем формулу периметра квадрата. Мэр нам сказал, что она нам поможет. Можем ли мы найти периметр прямоугольника по формуле квадрата? (Думаем нет, т. к. в квадрате все стороны равны, а в прямоугольнике только противоположные).
- Но мы знаем, что периметр - это сумма длин сторон, начнем с этого и посмотрим, что получится.
Клик Клик
1. Р = 2+2+5+5=14 (см) 2 х 2 + 5 х 2 = 14 (см)
2. Р = 1+1+4+4=10 (см) 1х 2 + 4 х 2 = 10 (см)
3. Р = 2+2+3+3=10 (см) 2 х 2 + 3 х 2 = 10 (см)
4. Р = 1+1+3+3=8 (см) 1 х 2 + 3 х 2 = 8 (см)
Заменим длины сторон буквами:
Клик Клик
Р (прямоуг.) = а+а+b+b = а х 2 + b х 2 (см)
Клик (Формула периметра прямоугольника)
То же у детей в тетрадях красным карандашом
Формула на каточке появляется на доске (В виде вагона прицепляем к поезду).
6. Закрепление.
- Поехали дальше.
- Скажите, почему в формулах используют буквы? (Потому, что фигуры бывают с разными длинами сторон. Формула должна быть универсальной и подходить для нахождения периметра любого прямоугольника).
- Мы прибыли в город Логика.
Слайд 7
Обратимся к Учёному Коту и узнаем что такое логика?
Клик
Логика (греч.) – логос – разум, рассуждение, мысль.
Слайд 8
Задание:
Три сундука. Клик
Определить в каком из них треугольник, квадрат и прямоугольник, если все надписи ложные. Клик
Надписи:
1) Здесь треугольник. (Ложь); прямоугольник
2) Здесь нет квадрата. (Ложь); квадрат
3) Прямоугольник здесь. (Ложь). треугольник
На слайде остаются прямоугольник и квадрат с обозначенными длинами сторон.
Найти периметры, пользуясь формулами. (Самостоятельная работа).
Проверка. (Дети выходят к доске и записывают вычисления)
7. Итог. Рефлексия.
Слайд 9
- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (вывести две формулы)
- Выполнили ли мы её? (Да)
- Продолжите фразы:
Я знал (а, что …
Я узнал (а, что….
- Ребята, где пригодятся вам эти знания?
- С каким настроением мы заканчиваем урок? Прикрепите солнышки или тучки на доску.
- Запишите домашнее задание.
- Поехали домой!