Елена Игнашова
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова
Урок русского языка, 2 класс
Тема «Антонимы»
I. Мобилизующий этап. Создание ситуации успеха.
- Здравствуйте, дети!
Начнём наш урок с игры «Доскажи словечко» : я — начинаю, вы — договариваете.
«Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Слушайте внимательно!
Каждый хочет получать
Только лишь отметку пять!»
- Мне нравится ваш настрой! Ну а насколько вы внимательны, выясним в ходе урока, на котором.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
1. - Мы отправимся в страну Слов.
(На доске карточка с изображением вопросительного знака.)
- Посмотрите, на нашем пути появился вопросительный знак. Что он обозначает? Когда мы задаём вопросы? ( Дети: когда мы чего-то не знаем; на уроке будем узнавать что-то новое и т. д.)
- Цель урока — открытие новых знаний.
- О чём, если мы в стране слов? (О словах.)
2. Работа в парах. (На столах у детей перед каждым лежат листы, на которых написаны 3 группы слов: сущ., прил., глаг.)
- Дети, перед вами лежат карточки, внимательно прочитайте написанные на них слова и определите в парах, что в каждой группе слов общего.
( Дети: в первой группе слова (зачитывают их, которые называют (обозначают) предметы, отвечают на вопросы кто? или что? : день, зима, ученик, ночь, собака - это имена сущ. ;
во второй группе слова (зачитывают, которые называют (обозначают) признаки предметов, отвечают на вопрос какой? : умный, низкий, весёлый, красивый, высокий - это имена прил. ;
в третьей группе слова (зачитывают, которые называют (обозначают) действия предметов, отвечают на вопрос что делает? : бегает, ищет, плачет, смеётся, играет — это глаголы.)
3. - Какие задания с данными словами вы могли бы предложить классу? ( Дети: деление на слоги, поиск ударной и безударной гласной, составление словосочетаний и предложений и т. д.)
- Молодцы! Вы многое знаете о словах. А вы помните, какую цель мы с вами поставили? (Узнать что-то новое о словах.) Готовы?
III. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Постановка задач.
1. - Мы продолжаем наш путь, и на нём появились «весы» (хором). (Изображение весов на доске или экране.)
- Дети, какие мысли, связанные с данным предметом, у вас возникают ( Дети проговаривают свои варианты: символ равновесия, можно взвешивать, символ противоположности, есть две чаши, которые располагаются напротив друг друга.)
- Вернёмся к нашим карточкам. Определите в парах, какие слова из первой группы можно расположить на разных чашах весов? (день-ночь — прослушать несколько вариантов)
- Возьмите линейку и карандаш и подчеркните эти слова одной чертой. Какие слова вы подчеркнули (Слова появляются под изображением весов.)
- Обсудите с соседом, какие слова из второй группы можно расположить на разных чашах весов? (низкий-высокий)
- Возьмите карандаш и подчеркните эти слова волнистой линией. (Проверка. Слова появляются под изображением весов.)
- Из третьей группы? (плачет-смеётся)
- Возьмите линейку и карандаш и подчеркните эти слова двумя чертами. Какие слова вы подчеркнули (Слова появляются под изображением весов.)
2.- Дети, ещё раз внимательно прочитайте данные пары слов (чтение хором). Что интересного заметили? Чем они похожи? ( Дети: слова спорят, они настроены друг против друга, на противоположных чашах весов, противоположны по смыслу и т. д.)
- Какое общее название можно дать таким словам? ( Учащиеся высказывают свои версии: слова-спорщики, слова-неприятели, антонимы и др. ( При отсутствии версий учащихся:- Выходит, у вас нет знаний о том, как назвать эту группу слов.)
- А что говорит наука? Из каких источников мы можем узнать правильный ответ? ( Дети: учебник, учитель, справочник, интернет и др.)
- В учебнике русского языка даё тся следующее определение: «Противоположные по смыслу слова называются антонимами».(Определение на экране.)
- Кто из учащихся был ближе всех к научной формулировке? Молодец!
- Какое слово для вас новое? (Антонимы.)
3. Определение темы урока.
- Кто сформулирует тему урока? О чём мы будем говорить (Мы будем говорить об антонимах.) (На экране - тема «Антонимы»)
4. Вывод учителя, постановка задач.
- Сегодня на уроке мы исследуем, что такое антонимы, какова их роль в нашей речи, будем учиться подбирать антонимы к словам, находить их в предложениях.
IV. Первичное усвоение новых знаний. Работа со схемой «Ромашка вопросов».
1 .- Какую букву вы видите на карточке? (А) Почему (Тема урока «Антонимы», слово начинается с данной буквы.)
2. - Начнём наше исследование с вопроса КАКИЕ? слова называются антонимами. (Возвращаемся к определению на экране. С его помощью дети формулируют ответ: противоположные по смыслу.)
3. - Ответить на вопрос, ГДЕ? используются антонимы, нам поможет работа по карточке. (Одна карточка на стол для работы в парах. На карточке даны предложения из разных предметных областей: литературы, математики, окружающего мира. Задача детей- найти пары антонимов и определить область их применения.)
- Поработайте в парах. Найдите в предложениях антонимы и подчеркните их одной чертой.
На Земле больше воды, чем суши.
- В каком учебнике мы можем прочитать такое предложение (Окружающего мира.)
- Назовите антонимы. (вода-суша)
Ваня решал примеры на сложение, а Витя — на вычитание.
- Это предложение мы можем встретить на каком уроке (Математики.)
- Назовите антонимы. (сложение-вычитание)
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
- На каких уроках мы читаем басни (литературного чтения)
- Назовите антонимы. (лето-зима)
Вывод: противоположные слова используются в речи, в разных предметных областях.
4. - Продолжим наше исследование и ответим на вопрос ЗАЧЕМ? нужны в речи антонимы. (Дети высказывают свои предположения.)
- Антонимы делают нашу речь более точной и выразительной, позволяют использовать приём противопоставления при характеристике предметов. Вернёмся к басне Крылова «Стрекоза и Муравей».
Муравей всё лето трудился,не покладая рук, значит он трудолюбивый, а Стрекоза только пела и плясала, ничего полезного не делала, значит она ленивая. Какая пара антонимов получилась при характеристике героев (герой трудолюбивый-герой ленивый)
5. - Вы проанализировали несколько пар антонимов и сможете ответить на вопрос ЧЕМ? антонимы различаются. (значением — оно у них противоположное, написанием, звучанием)
6. - Как итог нашего исследования, последний вопрос ЧТО? такое антонимы. (возвращение к определению на экране)
V. Первичная проверка понимания.
- Молодцы! Вы прекрасно справились с исследованием антонимов! А теперь поиграем в игру «Наоборот».Отвечайте хором.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь. (низко,
Скажу я слово ДАЛЕКО,
Ты возразишь мне. (близко,
Скажу я слово ХОРОШО,
А ты ответишь. (плохо,
Скажу я слово ВЕЛИКАН,
А ты ответишь. (кроха,
Скажу я слово ПОТОЛОК,
И ты ответишь. (пол,
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты. (нашёл).
- Молодцы! Какие пары антонимов вы запомнили?
VI. Физминутка.
- Вы хорошо работали! Подберите антоним к слову «работать» (отдыхать).
- Предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на экран. Разминка для глаз. ?
- Проверим, кто из вас был самым внимательным. В каком направлении передвигались предметы (вверх-вниз, влево -вправо) Какие это слова (Антонимы?
- Что такое антонимы?
VII. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. (Электронный тест с последующей проверкой.)
1. - А сейчас небольшая самостоятельная работа. На карточках даны слова. К этим словам попробуйте подобрать антонимы и запишите их рядом. Если не получается, не страшно - переходите к следующему слову. (внутри., над. чёрный-, грязный., сухой., тяжёлый., большой., далеко., высокий.)
2.- Проверяем. Перед вами лежат зелёные кружочки. Если вы верно подобрали антоним, поднимаете зелёный сигнал. Кто прочитает первую пару? У кого так? и т. д.
(Далее дети осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.)
- Дети, посмотрите на экран и проверьте, насколько вы были грамотны. Исправьте допущенные в словах ошибки.
3. (Дети осуществляют проверку своих достижений по теме.)
- А теперь посчитайте, сколько слов из девяти вы подобрали правильно. Поднимите зелёный сигнал те дети, у кого все 9 слов записаны правильно. и т. д. (по ходу проверки на экране появляются надписи «Эх! И молодец же я!» и т. д.
VIII. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению. (На карточках другого цвета дано определение антонимов и пословицы.)
- Дома ещё раз вспомните, что такое антонимы, и из пословиц выпишите пары слов с противоположным значением.
(Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Маленькое дело лучше большого безделья. Болен — лечись, а здоров — берегись. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.)
IX. Итог урока.
- Какова была цель нашего урока? ( Дети: открытие нового знания. (Возвращаемся к карточке с изображением вопросительного знака.)
- Вы открыли для себя новое знание? Можно сказать, что мы попали в цель? (Да. На экране или доске карточка «Попадание в цель»)
- Какое новое знание вы для себя открыли? («Противоположные по смыслу слова называются антонимами». Определение на экране.)
X. Самооценка деятельности учащихся.
- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. Я считаю, вы хорошо поработали.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если у вас хорошее настроение, не было затруднений в работе и всё получилось, поднимите зелёный сигнал; если не всё получилось, были затруднения,но всё выяснилось — жёлтый сигнал; если вы не поняли новый материал, не получилось работать вместе со всеми, поднимите красный сигнал.
XI. Физминутка музыкальная.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Блиц — турнир:
1) Какое молоко даёт чёрная корова (белое)
2) Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя).
3) Ягоды малины сладкие, а рябины (горькие).
4) Январь год начинает, а декабрь (кончает).
5) Если взять сухой лист берёзы и бросить его в воду, какой он будет (мокрый)
6) Лес может быть густым, а может быть и (редким).
Задание 1.
1) день, зима, ученик, ночь, собака
2) умный, низкий, весёлый, красивый, высокий
3) бегает, ищет, плачет, смеётся, играет
Задание 2.
чёрный - ___
грязный - ___
сухой - ___
тяжёлый - ___
большой - ___
далеко - ___
высокий - ___
внутри - ___
над - ___
Задание 3.
Из пословиц выпиши пары слов с противоположным значением.
Труд человека кормит, а лень портит.
Лето припасает, а зима подъедает.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
1) На Земле больше воды, чем суши
2) Ваня решал примеры на сложение, а Витя — на вычитание.
3) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.