МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»

Наталья Никулина
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

УУД:

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Публикация «Конспект урока по русскому языку в 1 классе „Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков“» размещена в разделах

Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Тип урока : урок- изучение нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, модель солнышка, тучки.

Раздаточный материал: карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

- Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода.

Всё наше хорошее настроение мы обозначим солнышком.

- Девизом нашего урока будут следующие предложение.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи! (слайд 2)

II. Чистописание.

- Нашу работу на уроке мы начнем с минутки чистописания.

-Откройте тетради. Запишите число: 24 апреля

- На экране записаны буквы : е и ю я ё ь (слайд 3)

- Давайте назовем их все вместе.

+(Дети читают хором)

- Что общего у этих букв

-Какая буква лишняя?

-Почему вы так считаете?

-Запишите все буквы красиво в тетрадь.

- На экране записано предложение. (слайд 4)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Что это за предложение?

+Пословица.

Как вы понимаете эту пословицу?

Сколько раз в предложении встретилась буква «ь»?

- Обведите простым карандашом в словах «Ь» знак.

III. Актуализация знаний.

- Может вы догадались, какая тема у нас сегодня?

+ Будем изучать букву Мягкий знак (ь)

- Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Мягкий знак» (слайд 5)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться?

(Дети читают хором со слайда)

Научимся… (писать слова с «ь») (слайд 6)

Узнаем… (особенность «ь»)

(какую работу выполняет «ь»)

- А что мы уже знаем о мягком знаке? + “Ь” знак не обозначает звука.

+Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.

IV. Изучение нового материала

- На экране вы видите слова. Прочитаем их. (слайд 7)

(Дети читают хором)

Карась, пальцы, словарь, альбом, окунь, яблонька.

- Что в них общего?

+В словах есть мягкий знак

+ Все слова обозначают предметы

- Распределите слова на две группы. (слайд 8)

карась яблонька

словарь альбом

окунь пальцы

- По какому признаку вы это сделали?

+ По месторасположению буквы «ь».

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(В конце слова)

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

(+В середине слова)

-Какой вывод сделаем?

(+ Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова)

- Какая буква помогла сделать согласные звуки мягкими?

(+ буква мягкий знак)

- Какой сейчас сделаем вывод?

(+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука)

- Запишите по 3 слова из каждого столбика себе в тетрадь.

-А давайте наши предположения проверим по учебнику. Откройте на стр. 88. Прочитаем правило. (Читает ученик).

Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. (слайд 9)

- А сейчас немного отдохнем. Сделаем маленькую физ. минутку. (Я называю слова с мягким знаком вы хлопаете в ладоши, если в слове нет мягкого знака вы топаете ножками.)

V. Физминутка. (2 минуты)

Парта, стул, конь, окно, моль, окунь, стол, сок, тетрадь.

VI. Работа по теме урока.

Сказка «Фокусник». (слайд 10)

-Почему сказка называется «фокусник»? Вы мне ответите на этот вопрос, когда я вам её прочитаю.

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым…

«Ел» превращается в «ель».

Консервная «банка» - в теплую «баньку».

«Мел» - в «мель».

Вы хотите в игре сыграть ещё один «кон» - и тут видим, как на лугу стоит «конь».

Похвастался Мягкий знак : -Я – самый волшебный!

-Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса?

Мягкий знак - хитрый знак!

Не сказать его ни как.

Он не произносится

Но в слово часто проситься.

- И сейчас мы разгадаем, в чем заключается хитрость мягкого знака.

-для этого мы откроем учебники на стр. 87 (слайд 11)

-Прочитайте слова в Упр2.

(Читает один ученик).

- Сравните слова по написанию и по значению.

(+ Слова разные по написанию и по значению)

- Что обозначает каждое слово?

Уголь - это горная порода, горючее вещество растительного происхождения. Используется для отопления помещений.

Угол- это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей исходящих из одной точки. (слайд 12)

Шест- длинная палка. (слайд 13)

Шесть- это цифра.

Банка- стеклянная посуда. (слайд 14)

Банька- помещение, где купаются.

Мел- мягкий белый известняк. (слайд 15)

Мель- мелководное место в реке, водоёме.

- Какую хитрость таит в себе мягкий знак?

(+ Он меняет смысл слова)

-Как в словах обозначена мягкость согласного звука?

+(Мягким знаком)

- Спишите в тетрадь пары слов. Подчеркните мягкий знак.

Работа в парах. (слайд 16)

- Я предлагаю вам поработать в парах.

- Перед вами лежат листочки с разбросанным предложением. Ваша задача составить предложение и записать его в тетрадь.

В, спит, зимой, берлоге, медведь. (Зимой медведь спит в берлоге.)

- Подчеркните главные члены предложения.

Самостоятельная работа

- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки. На каждом листочке задание. Вы сами выберете себе задание.

На листочках с красным кружком задание - трудное, на зеленых немного легче. А на синих- легкое.

- Подумайте и решите, какое задание вы сможете сделать – ту карточку и выбирайте. Я желаю всем успехов.

Самостоятельная работа на листочках. (разноуровневые задания)

а) для сильных детей:

- Восстановите пословицы:

--- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

--- году начало, зиме – середина. (Январь)

б) для детей среднего уровня:

- Вставьте нужные по смыслу слова:

Корабль сел на. (мель)

Ваня взял. (мел)

В лесу растёт ___. (ель)

Юра___сливу. (ел)

в) для слабых детей:

- Запишите данные слова в единственном числе:

Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, окуни.

VII.Подведение итогов урока.

- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?

(Мягкого знака)

-Что узнали на уроке, чему научились? (слайд 17)

Научились… (Научились писать слова с этой буквой)

Узнали… (Узнали особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах)

- Какой еще способ обозначения мягкости согласных мы сегодня узнали?

(+ Мягким знаком)

VIII.Рефлексия.

- Вы все сегодня много и хорошо работали.

Найдите у себя на парте цветочки. Поднимите цветочек у кого хорошее настроение и приклейте его под нашим солнышком.

Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке.

- И моё настроение хорошее от вашей замечательной работы я тоже могу приклеить цветочек.

Спасибо всем. Урок закончен. (слайд 18)

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»
Опубликовано: 30 июля 2021 в 18:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Никулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД