Медведева Ольга
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М. М. Зощенко «Золотые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
М. М. Зощенко «Золотые слова»
(продолжение)
Планируемые результаты
Предметные:
продолжат знакомство с произведением М. М. Зощенко;
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М, М, Зощенко „Золотые слова“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке.
Метапредметные:
познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов;
коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные:
осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писательМ. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни
Ход урока
1. Мотивация
-Чтение учителем слов французского философа Жан Жака Руссо:
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".
2. Речевая разминка
-Чтобы правильно, внятно говорить и читать проведем речевую разминку. У каждого ребенка есть свой текст скороговорки под номером. Дети готовятся полминуты. Начинает ученик, номер которого соответствует числу дня. Следующий называет любой номер ученика для ответа. Выбор лучшего.
-Работа с пословицей.
На карточках у детей есть пословица :
На обиженных воду возят.
Выполнить задание:
-прочитать печально, грустно, шепотом, вопросительно, наоборот.
Более 150 лет назад эта пословица звучала»На сердитых воду возят на упрямой лошади», последний царь Петр 1 издал приказ: на тех,кто злился и сердился. Вешали коромысло с водой и заставляли бегать около водоема»
-Где вам встречалась эта пословица?
- Определите тему урока. (на слайде)
Определение целей урока
На слайде закончить высказывание:
-Мы вспомним (содержание произведения);
-Мы будем уметь (находить ответы на вопросы в тексте);
-Мы узнаем (почему так называется рассказ);
-Мы сможем (поразмышлять над поступками героев)
Для создания проблемной ситуации прикрепляю на доске: «слова».
- Какие прилагательные могут употребляться с этим существительным?
(добрые, вежливые, мудрые, грубые, непонятные, золотые)
- Что это такое – золотые слова? Что под этим подразумевается?
(прикрепляются на доску.)
Предположения могут быть следующими:
золотые слова помогают правильно жить на свете;
золотые слова – это поучительные фразы;
это слова, которые влияют на всю жизнь;
золотые слова помогают при общении с другими людьми;
это важные слова, они исправляют поведение человека;
золотые слова – это мудрые пословицы. Они помогают стать культурным человеком;
это могут быть слова морали из басен;
золотые слова произносит человек, который редко ошибается, опытный и мудрый.)
- Ребята, у вас появилось много разных предположений, но вопрос о том, что всё-таки подразумевается под выражением «золотые слова», по-прежнему остаётся открытым. Как мы можем найти ответ на этот вопрос?
Обмен информацией
-Назовите главных героев рассказа (Леля, Минька, папа. мама, папин начальник, бабушка. Таблички с именами на доске. Дети работают в группах, готовят характеристику героям.
Мама- Строгая, может "шикнуть" на Лелю, даже наградить ее шлепком.
Папа- Немного строгий, но добрый человек, защищающий своих детей, только в угоду своему начальнику запретил детям разговаривать за столом.
Бабушка-
Ленька- как старший брат, защищает сестренку. Обладает чувством юмора :"Угоревший пожарник сказал "мерси", хотя хотел сказать "Караул!"
Леля- Непоседа, вечно сидящая "как на иголках", остроумная, заметившая, что угоревший пожарник не мог сказать "мерси".
Папин начальник- Не умный человек, любит хвалиться ("вытащил пожарного из огня", гневный самодур, запрещающий родителям приглашать своих детей за стол, ругает родителей за плохое воспитание детей (хотя сам находится в гостях именно у родителей этих детей)
-Найти ответ в тексте по заданию:
-Почему Леля и Минька любили ужинать со взрослыми?
- Отчего папин начальник покраснел?
- Какое решение принял папа, когда дети разозлили начальника?
- И вот в один прекрасный день мы ужинаем снова со взрослыми…
Физминутка
- Я обмер от страха.
Показ слайда и рассказ о пользе чая, кофе, молока с маслом.
- Почему папа сказал: «Это не гадкие дети, а глупые»?
-Какие золотые слова нужно было детям записать в своем сердце? (ответы и показ на слайде)
-Не перебивай собеседника.
-Учитывай разницу в возрасте
-Уважай говорящего
Действуй с учетом сложившихся обстоятельств
Вывод
Золотые слова – это слова или выражения, которые характеризуются особой ценностью для человека. В роли золотых слов могут выступать пословицы, афоризмы, слова морали из известных басен. Но есть и золотые слова, которые рождаются в семье. В конкретном семейном окружении.
- А в вашей жизни, ребята, были такие золотые слова? Рождались ли в вашем семейном окружении слова такой значимости? (Дети дома готовили сердечки с семейными золотыми словами)
-Давайте послушаем какие золотые слова помогли автору стать в жизни счастливым человеком? (отрывок из мультика)
-Какие книги М. Зощенко вы приготовили на книжную полку? (дети принесли другие рассказы)
Наша книжная полка пополнилась еще замечательными произведениями, вам будет интересно, что вы еще читаете в свободное время? Итак, Моя книжная полка. (видео)
Рефлексия (досказать фразы. На слайде) :
-Познакомившись с рассказом М. Зощенко «Золотые слова»….
Мне было интересно…
Теперь я…
Я расскажу дома…
Оценивание
Поделитесь каждая группа настроением (показать смайл)
Дома (вопросы или кроссворд)