Татьяна Захарнева
Конспект урока письма и развития речи в 8 специальном (коррекционном) классе 8 вида «Слова, обозначающие предмет»
▼ Скачать + Заказать документы
КЛАСС : 8 Тема: слова, обозначающие предмет.
Цели занятия: Образовательные:
- закрепить усвоение лексического значения слова;
- способствовать практическому усвоению слов, обозначающих предметы;
- учить задавать вопросы к словам-предметам.
- Коррекционно-развивающие :
- корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
Публикация «Конспект урока письма и развития речи в 8 специальном (коррекционном) классе 8 вида „Слова, обозначающие предмет“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать навыки подбора слов с противоположным значением;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать мелкую моторику;
- формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
- воспитывать усидчивость.
Развитие навыков : Прогнозирование событий.
Высказывание оценочного суждения.
Формулирование вопросов и ответов.
Соблюдение орфографических норм.
Предполагаемый
результат: Все учащиеся смогут:
Называть слова-предметы, выделять их в тексте.
Большинство учащихся смогут:
Задавать вопросы к словам-предметам.
Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям.
Оценить правильность выполнения работы.
Некоторые учащиеся смогут:
Дать определение словам, обозначающим предмет.
Материал прошедших уроков Слово, лексическое значение слов, слова, отвечающие на вопросы кто? что?
План
Временное
планиро
вание Планируемые мероприятия Ресурсы
2 мин Создание положительного эмоционального настроя.
1. Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:
-Вы готовы глазки? (поглаживание век)
-Вы готовы ушки? (растирание мочек ушек)
-Вы готовы ручки? (поглаживание)
-Вы готовы? (развести руки в стороны и обнять себя)
-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!
Выполняя задания, вы будете двигаться по «лестнице успеха», пока не окажетесь на вершине. Музыкальное сопровождение
Изображение «лестницы успеха»
4 мин Артикуляционная разминка
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
Подготовительная работа
На слайде записаны слова в два столбика.
Карб Чтение.
Ждло Стол.
Телва Арбуз.
Выбму Улица.
- Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (Набор букв.)
- Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)
- Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.) Картинки с изображением артикуляционной гимнастики
Слайд 1
3 мин Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
На столе лежат предметы (ручка, карандаш, ложка, учитель приглашает одного ребёнка и предлагает :
- Дай пожалуйста предмет. Не карандаш, а предмет.
- Можно выполнить мою просьбу? (Нет).
- Дай пожалуйста карандаш. Сейчас можно выполнить мою просьбу? (Да).
Тогда учитель даё т следующую инструкцию:
- Мальчик, подойди ко мне. Вова, разве я тебя звала?
- Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет).
- Правильно, нельзя, потому что я не назвала конкретное имя. Все люди придумали себе имена, а все другие предметы имеют свои названия. Этот предмет назван словом ложка, этот предмет- ручка, карандаш и т. д.
- Предмет мы видим? (Да). Мы можем произвести с ним действия? (Да)
- А слово? (Нет). Слово мы можем только произнести или услышать.
предметы
3мин Физминутка
Беленькое облако - округленные руки перед собой
Поднялось над крышей. - поднять руки над головой
Устремилось облако - подтянуться руками вверх
Выше, выше, выше.
Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой
Зацепил за кручу.
Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг
В грозовую тучу. и опустить их Слайд 2
15 мин Работа над темой урока.
Учитель:
Я буду называть слова, когда услышите слово, обозначающее предмет – хлопните в ладоши, если слово обозначает не предмет – топните ногой.
Слова : машина, большой, корабль, огурец, посадил, перец, пальто, учить, метель, погода, Трава, дикий.
Дети объясняют свой выбор.
Работа в тетради
На карточках написаны слова- предметы. Спишите их: название живого предмета, подчеркните зелёной чертой, название неживого предмета подчеркните синей чертой
Слова : дедушка, газета, школа, ученики, футбол, футболист, тракторист, трактор, скворец, скворечник, бабочка, бабушка
-Какой вопрос зададим к этому слову? Какой это предмет? Какую по цвету черту мы нарисуем?
-Проверьте свою работу по образцу на доске:
-Как вы обозначали слова – предметы? Что вы показывали цветом? (живой или неживой предмет)
Дополните:
Чинит, штопает, шьёт (кто) мама.
Читает, рассказывает, объясняет (кто) учитель.
Варит, готовит, печёт (кто) бабушка.
Отгадайте, кто это? или что это?
Сторожит, грызет, лает (кто) собака.
Мяукает, мурлычет, лакает (кто) кошка.
Летает, жужжит, жалит (кто) пчела.
Карточки со словами
3 мин Пальчиковая гимнастика.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки - друзья - Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. Слайд 3
5 мин Подбор слов, противоположных по значению:
Зло – (добро) Здоровье – (болезнь)
Грязь – (чистота) Правда – (ложь)
Веселье- (грусть) Минус- плюс Слайд 4
5мин Работа над текстом.
Разделить текст на предложения (обозначить границы предложений).
Высоко над рекой носились ласточки они играли в пятнашки вдруг прилетел сокол острые крылья так и свистят ласточки мигом разлетелись.
Найти слова, обозначающие предметы, подчеркнуть их одной чертой. Карточки
5мин Итог урока. Рефлексия.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Яблоня и яблоки для рефлексии