Муслимова Елена
Конспект урока чтения в 6 классе школы VIII вида «В. Бианки «Декабрь»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока чтения в 6 классе VIII вида
Тема: В. Бианки «Декабрь»
Тип урока:
урок изучения нового материала
Цель урока:
познакомить учащихся с рассказом В. Бианки «Декабрь»
Задачи:
Образовательная: дать краткие биографические сведения о В. Бианки; учить правильному, выразительному чтению; знакомить с народными приметами.
Коррекционно-развивающая: развивать устную речь учащихся, активизировать зрительные и слуховые анализаторы, расширять круг представлений об окружающем мире, обогащать словарь учащихся.
Публикация «Конспект урока чтения в 6 классе школы VIII вида „В, Бианки „Декабрь“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Зима
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
учебники, сигнальные карточки, кроссворд, игра «Собери пословицу».
Ход урока.
I.Орг. момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
II. Проверка д/з.
-Какой рассказ читали дома? (Д. Гальперина «Здравствуйте»)
Тест. Выберите нужный ответ.
- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:
а) хлопнуть приятеля по плечу
б) сказать: «Привет» и улыбнуться
в) громко крикнуть «Здорово»
- Вежливо поздороваться с девочкой значит:
а) дернуть ее за косичку
б) пройти мимо не заметив
в) кивнуть и сказать: «Здравствуй!»
- Вежливо поздороваться со старшими значит:
а) сказать: «Здравствуйте» и добавить имя и отчество человека
б) пробежать мимо и буркнуть «Здрасьте»
в) спокойно сказать «Привет»
III. Введение в тему.
- О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов? (О зиме)
- Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
- Но ведь зима – это три месяца. А о каком месяце мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки. ДЕТИ РАЗГАДЫВАЮТ КРОССВОРД
1. Рыбам зиму жить тепло: крыша толстое стекло. (Лёд)
2. Мухи белые хотят замести тропинки;
Эти мухи не жужжат, ведь они? (Снежинки)
3. Сел, коня не запрягал, с горки конь меня помчал.
С горы коняшка вёз меня, на горку я тащу коня. (Санки)
4. Тёплые, удобные ноги согревают,
Долго, долго по сугробам ходить позволяют? (Валенки)
5. Проработав целый день, намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся? Вам ответить мне придётся. (Сугроб)
6. Мы бежали лыжный кросс. Кто хватает нас за нос
И румянит щёки гонит на уроки. (Мороз)
7. Все кругом белым-бело, чисто поле замело.
Это Зимушке постель стелет бабушка…(Метель)
- Какое слово получилось? (Декабрь)
Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Бианки «Декабрь», но сначала я вам немного расскажу о самом писателе.
БИОГРАФИЯ В. БИАНКИ
Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Валентин Львович, был ученым-орнитологом и заведовал Зоологическим музеем. Всю жизнь Валентин Бианки посвятил изучению природы, что оказало огромное влияние на его сына. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Будущий писатель часто посещал музей отца; дома, в большой квартире на Университетской набережной, располагался настоящий зоопарк с кошками, собаками, ежиками, многочисленными вольерами, клетками с птицами. В деревне Лебяжье, куда семья уезжала летом, отец часто брал Виталия с собой в лес на прогулку и рассказывал ему о птицах.
Самой знаменитой книгой В. В. Бианки стала его «Лесная газета». С помощью жанров газетной публицистики автор сообщает читателям самую разнообразную информацию о каждодневной жизни лесных обитателей. Все скрытое от глаз человека, такое обыденное для мира животных, но такое удивительное для людей, раскрыто на страницах книги. В «Лесной газете» можно найти и объявления скворцов, и отзыв о спектакле птиц, и даже уголовную хронику. Бианки не обходит стороной и разнообразные городские происшествия: «По ночам на крышах происходят кошачьи концерты. Кошкам они очень нравятся. Концерты кончаются отчаянной потасовкой между певцами».
За свою жизнь Виталий Бианки написал более 300 рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.
IV.Чтение рассказа учителем.
Первичное восприятие прочитанного.
-О каком времени года идет речь в рассказе?
-Как вы понимаете слово студень применительно к месяцу года? (холодный)
-Подберём однокоренные слова этому слову (студить, студеный)
V. Чтение рассказа учащимися. (цепочкой)
1. Восприятие прочитанного.
1)Как меняется природа с приходом декабря?
2)Приведите примеры своих наблюдений. (посмотри в окно)
3)Назовите день рождения солнца? (26 декабря)
4)Что начинается в природе с этого дня?
5)Прочитайте, что пишет автор о растениях и животных?
6) А что вы можете сказать о растениях зимой? (жизнь растений замирает,
о животных (кто-то впадает в спячку, кто-то ищет себе корм, а кто-то заготовил корм с осени).
Физ. пауза.
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
2. Словарная работа:
Студень – так в народе называют декабрь, так как этот месяц холодный, студеный)
Буйные – шумные, бурные)
Возродится – оживет)
Близится - становиться близким, приближается)
3. Выборочное чтение
-прочитать образные выражения для описания первого месяца зимы.
-прочитайте, что пишет автор о растениях и животных
А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Выберите прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют декабрь.
Снежный, жгучий, пронизывающий, холодный, голодный, красивый, лёгкий, узорный, снегопадный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний.
По окончании работы дети зачитывают ассоциации.
VI. Закрепление.
Работа с пословицами о декабре.
- У вас на партах лежат разрезанные пословицы о декабре. Вам нужно собрать их и прокомментировать.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
В декабре солнце на лето, зима на мороз.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь — шапка зимы.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты
Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
VII. Итог урока.
-Какой рассказ читали?
-Кто написал этот рассказ?
-Что вам особенно понравилось на уроке?
-Какого цвета зима?
VIII. Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа
Рефлексия.
- Зима прекрасное время года. В завершение нашего урока хочется прочитать вам красивое стихотворение
В декабре не встретишь лужу –
Лужи вымерзли давно.
В декабре – мороз и стужа,
Разрисовано окно.
В декабре – год мудрый старый
Подведёт всему итог.
Ёлка снежная, с базара,
К нам войдёт через порог!
И запахнет сразу хвоей.
Станем ёлку украшать
И МОРОЗА, как героя,
С нетерпеньем поджидать.
У вас на партах лежат смайлики, с их помощью оцените свою работу.