Раиса Ситникова
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Звук [Щ], буква «Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Звук [щ], буквы Щ, щ.
Цель: Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].
Задачи: Уточнить артикуляцию звука [щ].
Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
Активизировать лексический материал по теме существительные.
Воспитывать желание правильно и красиво говорить
Формируемые УУД:
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение задавать вопросы;
умение использовать язык для решения учебных задач;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
умение правильно произносить звуки речи;
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
способность контролировать свои действия;
умение проводить звуковой анализ;
умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
умение отвечать на вопросы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед :- Ребята, сегодня к НАМ в гости придет очень хороший друг. Хотя этот друг часто на многие вопросы отвечал «Не знаю!». Дети многому научили его
.Вы догадались, кто придет в гости к нам? (ответы детей обсуждаются.)
Дети Незнайка
Логопед : Незнайке очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.
Плавниками трепеща,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Она ходит вокруг леща,
Отгадай - ,что за штука?
Ну, конечно, это… (щука)
2. Основная часть
1. Упр. «Найди общий звук»
Логопед : Незнайка приготовил для вас такое задание:
Найдите общее в следующих словах:
Щепка, шапка, шашка, щетка, щука
Дети: Все слова состоят из двух слогов.
Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.
Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.
Логопед :Значит тема урока – “ Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.
Логопед : В слове щука какой первый звук? (Щ)
Логопед :Что ты знаешь о нем?
(Он всегда мягкий согласный, глухой)
Логопед :Будем правильно произносить его и помнить, что при произношении звука (щ) губы в улыбке, видны зубы, а язык поднят за верхние зубы
Логопед :Каким кружком мы будем его обозначать (зеленым) схема звука
2. Игра «Светофор»
Логопед : А теперь давай научим нашего гостя играть в игру «Светофор». Я буду говорить тебе предложение, а ты, если услышишь в нем звук [Щ], должен будешь поднять зеленую карточку. А если в предложении не будет звука [Щ], то - красную. Ты все запомнил?
Дети : Да.
- Логопед : Хорошо. Тогда слушай внимательно.
Березы растут в роще.
В вазе стоят цветы.
На поле растет хвощ.
Мама купила овощи.
Вова играет в снежки.
Папа ищет ящик.
Толя идет в школу.
Юля гладит щенка.
Рома рисует красками.
Маша ищет щетку.
Хорошо. Я думаю, нашему гостю очень понравилась эта игра.
3. Автоматизация звука [Щ] в предложениях
Игра «Закончи предложение».
Я буду читать предложение, а вы должны закончить его по картинке. (Логопед читает по очереди предложения. Ребенок договаривает нарисованные слова. После чего логопед просит ребенка повторить предложение целиком, четко проговаривая звук [Щ).
Логопед : Молодец.
4. Развитие мелкой моторики.
Упр. «Собери пуговицы»
Логопед : Щенок оказался таким рассеянным. Он рассыпал все пуговицы. И он очень боится, что его за это будут ругать. Но мы же с тобой поможем ему собрать пуговицы?
Дети : Да.
Логопед : Для этого нам нужно сложить красные пуговицы в красную коробочку, а синие - в синюю. Вы все запомнили?
Дети :Да.
Логопед : Хорошо. Тогда приступай. (Ребенок выполняет задание)
Молодец. Ты все правильно сделал.
5. Автоматизация звука [Щ] в предложениях
Упражнение «Ответь красиво»
Логопед : А еще наш новый друг любопытен! Уж очень ему интересно, что это за картинки перед нами. (Логопед по очереди показывает ребенку картинки и уточняет, кто на ней изображен. Ребенок отвечает.)
Логопед : Правильно. А теперь я буду задавать вопрос, а вы должны найти подходящую картинку и красиво ответить, полным предложением.
Логопед :Кто стеклит окно?
Ребенок отвечает : Окно стеклит стекольщик.
Логопед : Кто играет на барабане?
Ребенок :На барабане играет барабанщик.
Логопед : Кто носит чемоданы?
Ребенок :Чемоданы носит носильщик.
Логопед : Кто чинит часы?
Ребенок :Часы чинит часовщик.
Логопед : Правильно.
6.. Развитие психических процессов (внимание, память)
Игра «Что изменилось?»
Логопед : А теперь мы с тобой поиграем. Закрой свои глазки. (Логопед выкладывает перед ребенком пять-шесть картинок в один ряд). Открой глазки, посмотри, что это перед тобой?
- Картинки. (Логопед уточняет у ребенка названия изображенных предметов)
Логопед : Запомни, как они лежат. А теперь снова закрой глазки. (Логопед картинки или раскладывает их в другой последовательности. Затем просит ребенка открыть глаза и сказать, что изменилось)
7. Автоматизация звука [Щ] в предложениях
Упражнение «Составь предложения из слов.»
Письма, ящик, опускают, в, почтовый.
Для, погоды, дождливой, мама, плащ, купила.
Мы, овощи, собирали, на, огороде, сочные.
В, щебет, лесу, птичий, раздавался.
Туристы, ущелье, вошли, в, чудесное.
Упр. «Закончи предложения, изменяя предложения по образцу.
Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).
Я угощаю хищника щами из овощей.
Я защищаю тщедушного щенка.
Я ищу ящик для клещей и щипцов.
Я тащу щуку.
Автоматизация звука в предложениях.
Упр. «Помоги Щекотке»
Логопед : Щекотке задали домашнее задание, а он не может с ним справиться. Давай
ему поможем. Я показываю тебе слова, а ты читаешь и составляешь из них
предложения.
Мы надели плащи защитного цвета.
В озере лещи.
Вова с товарищами поймал крупного леща.
Папа вытащил на берег большую щуку.
Щекотка говорит тебе спасибо и показывает второе задание.
8
- Решил, наконец-то, наш Незнайка самостоятельно составить предложения. Но, к сожалению, он так торопился, что перепутал все слова
Логопед : Давай ему поможем.
Логопед : Я буду читать предложения. А вы должны найти и исправить ошибки щенка.
Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед : Хорошо. Тогда слушай внимательно. (Логопед читает предложения, а ребенок их исправляет)
На щеке есть лицо.
Из борща готовят овощи.
Ящик лежит в клещах.
Щетка тащит щенка.
Плащ надевает Катю.
Роща поет в щегле.
Вещи ищут Вову.
Логопед : Правильно. Теперь Незнайка исправит свои ошибки, и будет говорить всегда лишь правильно, красиво.
III. Подведение итогов.
Логопед: А наше занятие подходит к концу. Нашему новому другу очень понравилось, как ты сегодня составлял предложения со звуком [Щ].
А вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Логопед: Хорошо. А кого бы ты хотел пригласить на наше следующее занятие?
Дети отвечает.
Логопед : Хорошо. Я думаю, что он очень захочет прийти к нам в гости.
На этом наше занятие окончено.
.