МААМ-картинки

Конспект урока обучения грамоте «Звук [С] и буква «С». Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]»

Гурома Виктория Алексеевна
Конспект урока обучения грамоте «Звук [С] и буква «С». Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звук и буква С с. Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [с].

Задачи: познакомить учащихся со звуком [с], учить слышать звук [с], подбирать слова с данным звуком, учить читать прямые слоги и слова с данной буквой.

Оборудование: «Карта города букв», индивидуальные зеркала, карточки с буквами, слоговая таблица, пазлы со слогами, карточки с картинками, картон.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Публикация «Конспект урока обучения грамоте „Звук [С] и буква „С“, Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]“» размещена в разделах

Учитель привлекает внимание учащихся к схеме «Карта города букв», сообщает, что сегодня на уроке они познакомятся с еще одной буквой, узнают, какие звуки она умеет обозначать на письме, научатся читать с новой буквой слова и предложения.

II. Артикуляционная гимнастика

– Будем выполнять гимнастику для язычка, приготовьте зеркало.

1. «Улыбка – Трубочка»

Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке,

показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед

трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять

переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким,

распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу,

удерживать его широким на нижней губе 3 – 7 сек.

3. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними

зубами).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка

«почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

4. Упражнение «Зимний ветер»

Описание: подуть на ладошку так, чтобы было холодно.

– Молодцы. Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами.

III. Повторение изученных букв и слогов

1) Повторение букв

– Будем повторять буквы, которые уже знаем. На столе у вас лежат карточки с буквами, выберите уже известные вам буквы (А, О, У, Ы, И, М, Х)

– Найдите и положите на парте все знакомые гласные буквы. Прочитайте их. (А, Ы, И, О, У)

– Найдите и положите на парте все знакомые звонкие согласные. (М)

– Найдите и положите на парте все знакомые глухие согласные. (Х)

2) Повторение слогов

– Теперь будем читать слоги. Прочитаем слоги в таблице. (Два сильных ученика, хором, два слабых ученика.)

А О У Ы И

М МА МО МУ МЫ МИ

Х ХА ХО ХУ ХЫ ХИ

После чтения последнего слога задается вопрос : – Почему [м’] ([х’]) прочитали мягко? (Буква и командует согласному читаться мягко.)

– Будем составлять слова из слогов. Возьмите пазлы со слогами. Кто составит больше слов? (На доске картинки, у детей слоги для составления слов: ма-ма, му-ха, у-ха, у-хо). Проверим. Читаем по одному. У кого есть такое слово, поднимите руку.

IV. Знакомство с новым звуком и его закрепление

1) Выделение нового звука

– В букваре рассматриваем картинку. Что вы увидели? Что там происходит? На что обратила внимание мама? (Оса)

На доску помещается схема слова оса.

– Разделите слово на слоги.

– Сколько слогов в слове?

– Назовите только первый слог. Теперь второй.

– Произнесём все вместе второй слог : са, а теперь так: СССа. Какой первый звук в слоге са? – [с] – это наш новый звук.

– я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [с], похлопайте. Если вы не услышите звук [с], потопайте.

2) Артикуляция и характеристика звука [с]

– Давайте научимся произносить звук [с] отчетливо и посмотрим, как он произносится.

– Возьмите зеркала. Произнесите звук [с].

– Посмотрите, губы у нас растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель. Язык лежит за нижними зубами.

– Произнесите звук [с] еще раз и скажите, встречает ли струя воздуха препятствие? (да)

– Значит, [с] это какой звук : гласный или согласный? (согласный)

– Закройте уши и произнесите звук [с], услышали ли вы свой голос? (нет)

– Значит, [с] – это какой это звук? (глухой)

– Кто хочет рассказать о новом звуке [с] всё, что мы узнали?

– Мы с вами произносили пока только твёрдый звук [с].

Давайте произнесём слоги с твёрдым звуком [с]. Повторяйте хором за мной: са, со, су, сы. (слоги выносятся на доску и произносятся)

– Теперь произнесём мягкий звук [с’].

– Повторите за мной слоги : си,

– Назовите твёрдый и мягкий звук парой. ([с], [с’]).

3) Упражнение на звукоподражание

– Дети, а на что похожи звуки [с] и [с’]?

– Насос, который накачивает колесо. (ссс)

4) Упражнения на различение звуков [с] и [с’] в словах в начале, середине и в конце слова

– Посмотрите на первую верхнюю картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (сани)

– Где находится звук [с]? (в начале)

– Произнесите слово сани. Какой первый звук? Какой он, твёрдый или мягкий? (твёрдый).

– Посмотрите на вторую картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (лес).

– Где находится звук [с] в слове лес? (в конце)

– Посмотрите на третью картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (коса).

– Где находится звук [с] в слове коса? (в середине)

V. Знакомство с буквой и её закрепление

1) Знакомство с буквой

– А сейчас узнаем новую букву. Звуки [с] и [с’] можно записать буквой С.

– Это большая буква С, где пишут большую букву? (В начале предложения и в именах людей.)

– Это маленькая буква с.

2) Закрепление буквы

– Сейчас будем узнавать букву с и запоминать её.

– Посмотрите на картинку. На что похожа буква с? (месяц)

– Рассмотрите букву на доске. Как вы думаете, из каких элементов состоит буква с? (Полуовал смотрит вправо) – Слепите из пластилина букву С.

– Молодцы.

VI. Чтение слогов с новой буквой

– Будем учиться читать слоги с буквой с.

– Послушайте первый слог : са.

– Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

– Какой звук первый? Какой второй?

– Составьте слог на партах. Проверьте. Прочитаем слог хором.

– Сейчас составим слог со. Какую букву надо заменить в

слоге са, чтобы получился слог со? Составьте слог.

– Теперь сами составьте слог су. Проверьте.

– Сами составьте слог сы.

– Прочитаем слоги на доске хором. (Слоги читаются сначала

по порядку, потом вразбивку.)

VII. Чтение слов с новой буквой

– Будем учиться читать слова.

– Прочитайте слова на доске (оса, сом, сам, сама, сухо)

Составление слова «оса»

– Посмотрите на картинку. Что это? (оса)

– Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй? – Произнесите хором первый слог. Слог о. Составьте его на партах. На доске будет составлять Вика.

– Произнесите второй слог в слове оса

– Скажем хором дружно.

– Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его на партах, а Саша составит слог са на доске.

– Прочитаем слово хором.

– Теперь читает Женя.

Составление слова «сухо»

– Посмотрите на картинку. Что это? (сухо)

– Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй? – Произнесите хором первый слог. Слог су. Составьте его на партах.

– Произнесите второй слог в слове сухо

– Скажем хором дружно.

– Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его на партах.

– Прочитаем слово хором.

VIII. Чтение по букварю

– Будем читать букварь.

1) Повторение характеристики звука

– Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.

– Какой это согласный глухой или звонкий? (Звонкий.)

IX. Итог урока

– Закройте букварь. Сядьте правильно.

– С каким звуком мы сегодня познакомились

– Расскажите об этом звуке все, что знаете.

– Назовите слова со звуком [с].

– Вот какие вы молодцы! Урок окончен.

Публикации по теме:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группыКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока обучения грамоте «Звук [С] и буква «С». Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]»
Опубликовано: 21 января 2024 в 17:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока обучения грамоте «Звук [С] и буква «С». Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]»» (включая файлы) размещена пользователем Гурома Виктория Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД