Гурома Виктория Алексеевна
Конспект урока обучения грамоте «Звук [С] и буква «С». Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква С с. Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [с].
Задачи: познакомить учащихся со звуком [с], учить слышать звук [с], подбирать слова с данным звуком, учить читать прямые слоги и слова с данной буквой.
Оборудование: «Карта города букв», индивидуальные зеркала, карточки с буквами, слоговая таблица, пазлы со слогами, карточки с картинками, картон.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Публикация «Конспект урока обучения грамоте „Звук [С] и буква „С“, Чтение прямых слогов с твёрдым звуком [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель привлекает внимание учащихся к схеме «Карта города букв», сообщает, что сегодня на уроке они познакомятся с еще одной буквой, узнают, какие звуки она умеет обозначать на письме, научатся читать с новой буквой слова и предложения.
II. Артикуляционная гимнастика
– Будем выполнять гимнастику для язычка, приготовьте зеркало.
1. «Улыбка – Трубочка»
Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке,
показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед
трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять
переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким,
распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу,
удерживать его широким на нижней губе 3 – 7 сек.
3. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними
зубами).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка
«почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
4. Упражнение «Зимний ветер»
Описание: подуть на ладошку так, чтобы было холодно.
– Молодцы. Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами.
III. Повторение изученных букв и слогов
1) Повторение букв
– Будем повторять буквы, которые уже знаем. На столе у вас лежат карточки с буквами, выберите уже известные вам буквы (А, О, У, Ы, И, М, Х)
– Найдите и положите на парте все знакомые гласные буквы. Прочитайте их. (А, Ы, И, О, У)
– Найдите и положите на парте все знакомые звонкие согласные. (М)
– Найдите и положите на парте все знакомые глухие согласные. (Х)
2) Повторение слогов
– Теперь будем читать слоги. Прочитаем слоги в таблице. (Два сильных ученика, хором, два слабых ученика.)
А О У Ы И
М МА МО МУ МЫ МИ
Х ХА ХО ХУ ХЫ ХИ
После чтения последнего слога задается вопрос : – Почему [м’] ([х’]) прочитали мягко? (Буква и командует согласному читаться мягко.)
– Будем составлять слова из слогов. Возьмите пазлы со слогами. Кто составит больше слов? (На доске картинки, у детей слоги для составления слов: ма-ма, му-ха, у-ха, у-хо). Проверим. Читаем по одному. У кого есть такое слово, поднимите руку.
IV. Знакомство с новым звуком и его закрепление
1) Выделение нового звука
– В букваре рассматриваем картинку. Что вы увидели? Что там происходит? На что обратила внимание мама? (Оса)
На доску помещается схема слова оса.
– Разделите слово на слоги.
– Сколько слогов в слове?
– Назовите только первый слог. Теперь второй.
– Произнесём все вместе второй слог : са, а теперь так: СССа. Какой первый звук в слоге са? – [с] – это наш новый звук.
– я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [с], похлопайте. Если вы не услышите звук [с], потопайте.
2) Артикуляция и характеристика звука [с]
– Давайте научимся произносить звук [с] отчетливо и посмотрим, как он произносится.
– Возьмите зеркала. Произнесите звук [с].
– Посмотрите, губы у нас растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель. Язык лежит за нижними зубами.
– Произнесите звук [с] еще раз и скажите, встречает ли струя воздуха препятствие? (да)
– Значит, [с] это какой звук : гласный или согласный? (согласный)
– Закройте уши и произнесите звук [с], услышали ли вы свой голос? (нет)
– Значит, [с] – это какой это звук? (глухой)
– Кто хочет рассказать о новом звуке [с] всё, что мы узнали?
– Мы с вами произносили пока только твёрдый звук [с].
Давайте произнесём слоги с твёрдым звуком [с]. Повторяйте хором за мной: са, со, су, сы. (слоги выносятся на доску и произносятся)
– Теперь произнесём мягкий звук [с’].
– Повторите за мной слоги : си,
– Назовите твёрдый и мягкий звук парой. ([с], [с’]).
3) Упражнение на звукоподражание
– Дети, а на что похожи звуки [с] и [с’]?
– Насос, который накачивает колесо. (ссс)
4) Упражнения на различение звуков [с] и [с’] в словах в начале, середине и в конце слова
– Посмотрите на первую верхнюю картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (сани)
– Где находится звук [с]? (в начале)
– Произнесите слово сани. Какой первый звук? Какой он, твёрдый или мягкий? (твёрдый).
– Посмотрите на вторую картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (лес).
– Где находится звук [с] в слове лес? (в конце)
– Посмотрите на третью картинку в букваре. Давайте произнесем это слово. (коса).
– Где находится звук [с] в слове коса? (в середине)
V. Знакомство с буквой и её закрепление
1) Знакомство с буквой
– А сейчас узнаем новую букву. Звуки [с] и [с’] можно записать буквой С.
– Это большая буква С, где пишут большую букву? (В начале предложения и в именах людей.)
– Это маленькая буква с.
2) Закрепление буквы
– Сейчас будем узнавать букву с и запоминать её.
– Посмотрите на картинку. На что похожа буква с? (месяц)
– Рассмотрите букву на доске. Как вы думаете, из каких элементов состоит буква с? (Полуовал смотрит вправо) – Слепите из пластилина букву С.
– Молодцы.
VI. Чтение слогов с новой буквой
– Будем учиться читать слоги с буквой с.
– Послушайте первый слог : са.
– Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.
– Какой звук первый? Какой второй?
– Составьте слог на партах. Проверьте. Прочитаем слог хором.
– Сейчас составим слог со. Какую букву надо заменить в
слоге са, чтобы получился слог со? Составьте слог.
– Теперь сами составьте слог су. Проверьте.
– Сами составьте слог сы.
– Прочитаем слоги на доске хором. (Слоги читаются сначала
по порядку, потом вразбивку.)
VII. Чтение слов с новой буквой
– Будем учиться читать слова.
– Прочитайте слова на доске (оса, сом, сам, сама, сухо)
Составление слова «оса»
– Посмотрите на картинку. Что это? (оса)
– Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй? – Произнесите хором первый слог. Слог о. Составьте его на партах. На доске будет составлять Вика.
– Произнесите второй слог в слове оса
– Скажем хором дружно.
– Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его на партах, а Саша составит слог са на доске.
– Прочитаем слово хором.
– Теперь читает Женя.
Составление слова «сухо»
– Посмотрите на картинку. Что это? (сухо)
– Разделите слово на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Какой второй? – Произнесите хором первый слог. Слог су. Составьте его на партах.
– Произнесите второй слог в слове сухо
– Скажем хором дружно.
– Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его на партах.
– Прочитаем слово хором.
VIII. Чтение по букварю
– Будем читать букварь.
1) Повторение характеристики звука
– Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.
– Какой это согласный глухой или звонкий? (Звонкий.)
IX. Итог урока
– Закройте букварь. Сядьте правильно.
– С каким звуком мы сегодня познакомились
– Расскажите об этом звуке все, что знаете.
– Назовите слова со звуком [с].
– Вот какие вы молодцы! Урок окончен.