Надежда Артонова
Конспект урока литературы для 5 класса: Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока
Предмет: литература
Класс : 5
Дата: 26.01.17.
Тема: Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник.
Цель: развитие речи учащихся, работа над типом речи рассуждением, обучение работе над композицией сочинения.
Задачи: формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; обучать отбирать материал из текста для работы над темой сочинения, развивать навыки сопоставительной характеристики.
Публикация «Конспект урока литературы для 5 класса: Сочинение по рассказу „Кавказский пленник“» размещена в разделах
УМК: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, издательство «Русское слово», 2014 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение:
1). Развитие речи учащихся: пересказ эпизода «Жилин и горцы»
- Почему Жилин взялся за рукоделие?
- Почему старуха разбила куклу?
- Почему Дина начала носить Жилину молоко вместо воды?
- Чем Жилин поразил татар?
- Почему не все татары привыкли к Жилину?
Вывод: В плену характер Жилина явно проявился. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что нравится всем людям, независимо от национальности.
3. Работа над планом сочинения :
1. Почему так по-разному сложились судьбы героев?
2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин.
3. Поведение героев в сцене торга.
4. Поведение в плену.
5. Первый побег.
6. Второй побег – результат жизнестойкости Жилина.
7. Человек сам отвечает за свою судьбу.
4. Обсуждение плана (ученики в группах обсуждают примерный вариант вступления (Рассказ «Кавказский пленник» был написан а 1872 году. Л. Н. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших).
5. Оформление логического перехода к главной части сочинения.
(Учитель расскажет учащимся о том, что в данном случае это лучше сделать с помощью вопроса.
6. Оформление содержания главной части: (обсуждение в группах).
7. Основной акцент. Обратить внимание на то, что части сочинения не должны быть логически разорваны.
8. Работа над заключением:
Л. Н. Толстой в своём рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Эта мысль может быть перенесена и сегодняшние дни: мы должна понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.
9. Домашнее задание: 1. Написать сочинение на предложенную тему.