Мария Пивень
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ю. И. Коваль «Дик и черника».
Цели:
Образовательные:
- обогатить словарный запас учащихся;
- ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля и его произведением «Дик и черника»
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушателя;
- воспитывать любовь к литературе;
Развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речь;
- развивать навыки чтения;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 1 классе „Ю, И, Коваль „Дик и черника“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Для учителя:
Портрет писателя, книги писателя, таблички со словами (обжора, требуха, черника, пригоршня, пасть, морошка, иллюстрации к рассказу, листы А4.
Для учащегося:
Учебник по чтению, подставка.
Этапы Содержание Примечание
1. Орг. момент
Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.
2. Проверка домашнего задания
Ребята, что вам было задано на дом?
Откройте учебник на стр. 144, прочитайте про себя и подготовьтесь читать в слух выразительно.
Кто готов поднимите руку. Читай.
Кто автор этого стихотворения? (Александр Шибаев)
Кто главный герой? (щенок)
Какой был щенок? (большеголовый)
Какое это стихотворение грустное или весело?
Почему вы так думаете?
Чему учит это произведение?
Молодцы, ребята вы хорошо поработали дома.
Опрос двух-трех учащихся.
3. Объявление темы. Вступительная беседа.
Рассказ об авторе
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Иосифовича Коваля «Дик и черника». Но для начала послушайте не много о самом авторе.
Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938. Он российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.
Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы, такие как: «Приключения Васи Куролесова», «Самая лёгкая лодка в мире», «Тигрёнок на подсолнухе», «Слоны на луне: Весёлые стихи» и многие другие.
Портрет на доске
4. Творческая работа
5 Словарная работа
Перед тем как мы с вами прочитаем рассказ, откройте учебник на странице 142 и рассмотрите иллюстрацию.
Как вы думаете, кто станет главными героями нашего рассказа? (Человек и собака)
Можно ли предположить, что делает человек? (Он собирает ягоды)
А собака? (Бегает, играет, ест ягоды)
Прочитайте название рассказа. ("Дик и черника".)
Как звали собаку на картинке? (Дик)
Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она? (добрая, веселая)
О чем еще будет идти речь? (о чернике)
Правильно ребята, только трудно определить по одному рисунку, что произошло в рассказе. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.
Ребята в тексте вам могут встретиться трудные словосочетания, поэтому давайте посмотрим на доску и постараемся их объяснить.
- Прочитайте первое слово. Как вы понимаете слово:
Обжора (много ест)
- Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово требуха (внутренность рыбы)
- Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово черника (лесная ягода)
- Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пригоршня (ладошки)
- Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пасть (рот)
- Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово морошка (сорт ягоды)
Молодцы, правильно.
Слова на доске и иллюстрации к ним
6. Первичное восприятие текста и
первичное
закрепление
А сейчас я вам прочитаю рассказ Юрия Коваля «Дик и черника», а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, чему научил человек собаку?
Чему научил человек собаку? (собирать ягоды)
Где происходит действие рассказа? (в лесу)
Что ели герои произведения? (чернику)
Как вы думаете веселый или грустный этот рассказ?
Почему вы так думаете?
Что хотел нам сказать автор этим рассказом?
7. физминутка
Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.
Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок. Теперь только глазками посмотрели в правый угол, в левый, вверх, вниз. (2-3 раза)
Теперь тихо за свои парты сядут девочки. А теперь так же тихо за свои парты сядут мальчики.
8. Повторное чтение с анализом Прочитайте рассказ про себя и посмотрите, какие слова вам не понятны.
Сейчас мы прочитаем этот рассказ еще раз по частям. Внимательно следите за текстом и подготовьтесь отвечать на вопросы.
1) Читаем первую часть.
Как звали собаку? Докажите это словами из текста. (Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик")
Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор. ("Дик – добрый пес, но обжора")
Почему автор называет его обжорой (потому что он много ел)
Как вы понимает словосочетание набить живот? (много поесть)
Как вы понимает словосочетание закопать голову? (спрятать)
Как можно озаглавить эту часть?
2) Читаем вторую часть.
От чьего имени пойдет рассказ? (Сам автор)
Где автор нашел чернику (на болоте)
Почему автор не мог оторваться от черники (она была вкусной)
Как он ел чернику, найдите это в тексте и прочитайте? …”пригоршню за пригоршней”)
Что в это время делал Дик? Найдите это в тексте и прочитайте. ("Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".
Что сделал автор, чтобы накормить Дика? (Он набрал пригоршню ягод и протянул Дику)
Что сделал Дик? (съел их)
Понял ли Дик от куда взялась черника, найдите это в тексте и прочитайте. …"Он бегал вокруг, толкал в бок носом")
Как можно озаглавить эту часть?
3) Читаем третью часть.
Как вы понимает словосочетание "поучить уму-разуму"? (Учить, как надо делать правильно)
Каким автор решил научить свою собаку есть чернику? (Он встал на четвереньки и стал есть ягоды прямо с куста)
Почему затрещали кустики? (Потому что Дик ел чернику вместе с ветками)
Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику? (два)
Почему автор рад, что Дик любит только чернику? Найдите это в тексте и прочитайте (Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но еще и всю смородину и всю морошку).
Как можно озаглавить эту часть?
9. Творческая работа. Ребята, на доске вы видите 4 иллюстрации. Как вы думаете, к какому они произведению? Правильно они к рассказу «Дик и черника».
Только вам нужно расставить их в правильном порядке.
Правильно, молодцы.
10. Итог урока Ребята, с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? («Дик и черника»)
А кто автор этого рассказа? (Юрий Коваль)
Что хотел нам сказать автор эти произведение?
Ребята мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы очень старались и читали с выражением. Спасибо за урок. До свидания!
11. Резерв Нарисовать сценку к рассказу.