Мария Пивень
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса «Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата 03.02. 2010 Предмет: литературное чтение Урок № 4
Тема урока : Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»
Цели урока :
- образовательные: Познакомить детей с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». Учить давать характеристику героям рассказа
- развивающие: развивать устную речь, развивать память, мышление, внимание. Развивать навыки правильного, беглого чтения.
Публикация «Конспект урока по литературному чтению для 4 класса „Б, С, Житков „Как я ловил человечков“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость
Оборудование:
-для учителя: портрет, книги автора, слова на доску
-для учащихся: тетрадь, пенал, учебник
Этапы Содержание Примечание
Орг. момент
Вступительная беседа.
Объявление темы.
Рассказ об авторе
Словарная работа
Первичное восприятие текста и
первичное
закрепление
Повторное чтение с анализом
Итог урок
Домашнее задание В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его классе. «Мой секрет» С. Михалкова.)
— О какой Стране идет речь? (О Стране Детства.)
— Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раз го учебника.
— Прочитайте, как он называется? (Страна детства.)
— Как вы думаете, почему он так назван?
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад!» — сказать легко.
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
Как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Багаж совсем невелик.
— Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого Детства так же легко? Какой багаж нужен нам? (Книга и немного фантазии.)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством хорошо известного вам писателя.
Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствие со следованием цифр в левой. Если вы правильно выполните задание, в ответе у вас получится фамилия этого писателя.
4 1 6
3 5 2
к ж в
т о и
Правильно, это Борис Степанович Житков.
— Какие рассказы Житкова вам известны?
(Дети знакомились с рассказами Житкова во 2 и в 3 классах, должны знать рассказы «Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку» и др. рассказы, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения.)
— Кто может кратко пересказать, о чем эти рассказы?
— Что вы помните из биографии писателя?
Борис Степанович Житков объездил полсвета — Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений и среди них — удивительную книгу «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учили добру и самым лучшим человеческим качествам.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Б. С. Житкова.
Откройте учебники, прочитайте название рассказа, с которым мы познакомимся сегодня. Перед чтением давайте проведем подготовительную словарную работу.
Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:
ла-ки-ро-ван-ных — лакированных
рас-чест-но-е — расчестное
подтля-ды-ва-ют — подглядывают
за-ме-ча-тель-но — замечательно
прик-ле-ен-ны-е — приклеенные
нем-но-жеч-ко — немножечко
Как вы понимаете слова: полированная, лакированная, ночник, дыхание сперло, шушукается, живым духом.
А сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, что случилось с пароходиком?
Что случилось с пароходиком?
Понравился ли вам рассказ?
Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике на самом деле живут человечки? Почему?
Почему бабушка не разрешала Боре трогать пароходик?
Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика?
Что, по-вашему, еще больше разожгло интерес Бори?
Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
Как он пытался достать человечков из пароходика?
Что у него из этого вышло?
Почему он плакал, когда пришла бабушка?
В чем он убедился, сломав пароходик?
Дети читают рассказ цепочкой по два предложения. (стр. 38-42)
Что понравилось Боре у бабушке?
Какой был пароходик? Найдите в учебнике прочитайте?
Кого хотел найти Боря в пароходике?
Почему Боря лег рано спать?
Что он придумал во второй день?
Что он положил перед пароходиков в третий день?
Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
— Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать пароходик? (Дети могут ответить любознательность или любопыт-ство)
—Чем отличается любознательность от любопытства? Приведите пример. (Некоторые ситуации можно обыграть.)
— Какое качество проявил Боря в данной ситуации, любознательность или любопытство?
— С каким рассказом познакомились сегодня?
— Кто его автор?
— Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего?
Запишите в тетрадь несколько качеств, которые помогут описать характер главного героя.
Портрет
На доске написаны слова.