Татьяна Федотова
Конспект урока литературного альтернативного чтения для подростков с умеренной, тяжелой, глубокой УО «День — ночь»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок «Литературное чтение (альтернативное чтение)»
Тема: Визуальное, аудиальное чтение по теме «День – ночь»
Пояснительная записка
В классе обучаются дети с ТМНР (нарушения аутистического спектра, опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, ментальные нарушения). Урок проводят учитель и тьютор.
Публикация «Конспект урока литературного альтернативного чтения для подростков с умеренной, тяжелой, глубокой УО „День — ночь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Цель: формирование умений «читать» изображения на картинах, пиктограммах; изученные слова на карточках; музыкальные произведения; движения, имитации в пределах темы «время суток день-ночь»
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить работать с изображениями: узнавать, показывать жестом, называть словом; узнавать в музыкальном произведении Солнце, Луну, звёзды;
- продолжать учить детей выполнять имитационные действия, движения «спать», «гулять»; элементарные игровые действия: «идти топ-топ», «кушать ням-ням», «читать», «причесываться», «укладывать спать а-а-а», «петь колыбельную ля-ля-ля»
Воспитательная:
Продолжать воспитывать умение выполнять учебные правила: быть спокойным, находиться на своем рабочем месте, слушать учителя, детей, ждать своей очереди при ответах
Коррекционная:
Корригировать процесс внимания в процессе рассматривания изображений на картинах, пиктограммах; предметов, игрушек; слушания музыкальных произведений
Тип урока : повторительно-обобщающий
СТРУКТУРА УРОКА
1. Вводная часть 5 мин
1.1. Упражнение «Здоровалка». Цель: собрать внимание
1.2. Сообщение цели урока
2. Основная часть 30 мин
2.1 Игра «Днем - гуляем, ночью - спим»
- рассматривание картин «День», «Ночь»
Учитель обращает внимание детей на изображения солнца, луны, звезд. Просит показать солнце, луну, звезды.
Учитель: я буду показывать картины. Если вы увидите солнышко, то пойдете гулять; если вы увидите луну и звезды, то пойдете домой (на стульчики) и ляжете спать (имитация «руки под щечку»).
2.2 игровое упражнение «Днем ходят в гости». Учитель: днем, когда светит солнышко, не только гуляют, но и ходят в гости. Сейчас к вам придут гости. К каждому обучающемуся приходит какое-то животное ( игрушки: кот, утка, собака). Работа проводится по очереди с каждым обучающимся. Например: учитель берет игрушку «кот». Разыгрывает перед учеником сценку: кот идет топ-топ-топ. Кот здоровается. Ребенок отвечает доступным способом (словом, кивком головы). Учитель спрашивает обучающегося: кто к тебе пришел? Ученик отвечает доступным ему способом (словом «кот», «кис-кис» или звукоподражанием «мяу»). К следующему ученику приходит другая игрушка и проводится аналогичная работа и т. д.
2.3 Упражнение для читающего ученика «Прочитай слово на карточке». Обучающемуся предлагается читать карточки со словами «кот», «собака», «утка». Прочитал слово – отнеси карточку к этому животному. Ответь на вопрос: у кого кот?
2.4 Упражнение «Уложим гостей спать». Учитель: долго шли гости к вам. Пока шли – наступила ночь. Положим гостей спать. Учитель предлагает укачать гостей и спеть песенку. Обучающиеся берут животных на руки, качают и поют песенки а-а-а, ля-ля-ля, баю-бай (по своим возможностям)
2.5 Упражнение «Что еще можно делать днем?». Работа с пиктограммами «Кушать», «Причесываться», «Читать». Учитель: днем можно не только гулять, ходить в гости, но и заниматься другими делами. Какими? Об этом нам помогут вспомнить наши картинки-пиктограммы. Учитель кладет на стол первому ребенку две пиктограммы. Предлагает найти картинку «кушать».
Далее предлагает показать картинку всем детям (взять в руки, повернуть к детям). Учитель предлагает второму ребенку прочитать надпись. Третий ребенок по просьбе учителя находит у себя на подносе предмет, которым едят (ложку). Все дети находят на своих подносах ложку и имитируют действие «кушать». Аналогичным образом проводится работа с пиктограммами «причесываться», «читать». Для картинки «причесываться» дети ищут расческу и выполняют действие «причесаться». Для картинки «читать» дети находят книгу и выполняют действия: перелистывают странички, «читают» картинки, буквы, слова.
2.6 Музыкальная игра «День-ночь». Учитель: сейчас вы будете слушать песенки о солнце и луне. Включается музыка, дети слушают и определяют, о чем эта песенка. Учитель использует пиктограммы «солнце», «луна». Учитель: а сейчас поиграем. Если услышите песню о солнце - идите гулять. Если услышите песенку о луне – ложитесь спать. Дети выполняют игровые действия.
3. Заключительная часть 5 мин
3.1 Упражнение «Что мы делали на уроке». Учитель предлагает работать с пиктограммами: петь, слушать, смотреть, говорить. Учитель: мы сегодня говорили. Найди картинку «говорить». Прикрепи её на доску. Аналогичная деятельность продолжается с другими пиктограммами.