наталья киреева
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Мы-полярники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с профессией полярника, систематизировать знания детей о животных Крайнего Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни.
Задачи: Закреплять умения моделировать игровой диалог, взаимодействовать со взрослым, как с игровым партнером.
Продолжать формировать игровые навыки и умения, связанные с развёртыванием воображаемой ситуации, развитием игрового замысла и реализации игровых ролей,
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы „Мы-полярники“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Формировать творчество при создании игровой среды: использовать различные строительные материалы, предметы-заместители, наборы для детского экспериментирования.
Предварительная работа
-Рассматривание карты «Животные Крайнего севера
-Заучивание стихотворений: Р. Ромозанов «Морж», «Пингвин», «Тюлень», «Белый медведь».
-Беседа: «Знакомство с жизнью народов Севера», «Животные Крайнего Севера»
Детское экспериментирование
1. Таяние льда
2. Лёд легче воды
3. Измерение глубины снега
Итог игры : результат наблюдений (работа на интерактивной доске, фотовыставка животных крайнего севера.
Оборудование
Сплошное ледовое покрытие (белая ткань, изображения: белые медведи, пингвины, тюленей, северный оленей. Макет ледокола, рюкзаки, фотоаппараты, мед. аптечка, линейка для измерения снежного покрова, термометр.
Ход игры:
- Ребята, к нам в группу случайно попал вот такой атлас. Давайте рассмотрим его.
- Что делают дети? (Путешествуют)
-А вы хотите тоже стать путешественниками (Да)
-Давайте закроем глаза и выберем место нашего путешествия! (Открывают глаза, карта северного полюса- Арктика)
- Ребята, что это за место? (север)
- А что такое Север?
(Это то место на Земле – где все время холодно, где всегда лежат снега (Северный полюс).
-Как вы думаете, а на Северном полюсе живут люди? (Нет)
- На Северном полюсе люди не живут, там очень холодно и люди не приспособлены жить в таком холоде, там работают ученные, которые называются - полярники.
- Чем занимаются полярники?
(проводят исследования на Крайнем Севере, они изучают Северный полюс)
-Ребята, а вы хотели бы хоть ненадолго стать полярниками? Тогда я предлагаю вам туда сегодня отправиться.
-Посмотрите на карту и скажите, каким видом транспорта туда можно добраться? (Дети перечисляют виды транспорта)
-На машине, на самолете.
-А еще как можно туда добраться? (На пароходе)
-Верно, на пароходе. Посмотрите, какой большой Северный ледовитый океан. Но обычный пароход туда не доплывёт, мы поплывём туда на ледоколе.
-Ребята, но у нас нет ледокола, что же нам делать? (Корабль нужно построить)
(Дети с помощью макета и стульчиков строят ледокол, устанавливают место столовой на корабле)
Наш корабль готов, Теперь на карте нужно отметить место нашей экспедиции. (Слайд 1)
Дети стрелочками на карте обозначают маршрут следования.
-Ну, вот, всё готово, можем отправляться в путь!
- А где же наш капитан? (дети выбирают капитана, матроса, повара, медицинскую сестру, фотокорреспондента, участники экспедиции- полярники, воспитатель - руководитель экспедиции)
-Для того чтобы отправиться на Северный полюс, нам с собой необходимо взять очень много вещей.
-Как вы думаете, каких? Верно, теплые вещи, аптечку с лекарством, запас еды и пресной воды, бинокли, компас, карту, Российский флаг.
Будьте очень осторожны, поднимаясь по трапу, держитесь за перила, не толкайтесь.
-Мы с вами ничего не забыли? Ну тогда, в путь!
Капитан: Отдать швартовые, поднять якорь!
(Во время пути повар-кок готовит обед. После того как ледокол причалит к берегу вся группа экспедиторов обедает)
-Ребята, как здесь холодно. Перед нами огромный океан покрытый льдом, надевайте теплые вещи. Занимайте свои места, поднимайте якоря и в путь. Ребята, а как называются окна на корабле? (Иллюминаторы)
-Верно. Посмотрите в иллюминаторы, какие огромные глыбы льда плывут вокруг нас, но ледоколу это не помеха. Возьмите бинокли и посмотрите в них. Что вы видите?
-Берег, весь покрытый снегом.
- Посмотрите что это так красиво сверкает в дали? (слайд 2)
Как зовётся это чудо-
И взялось оно откуда?
Нарекли давно славяне-
Северным сиянием!
Где взялось- не так уж важно
Смелым будь и будь отважным
И тогда оно тебе
Разыграет в разный цвет
Светомузыку небес. Это чудо из чудес!
Воспитатель: Вот мы и доплыли с вами до самого Северного полюса. Капитан: Причалить к берегу! Бросить якорь!
- Уважаемые полярники, вот мы и добрались до места назначения, нам нужно разбить лагерь, установить палатки! (дети устанавливают флаг, накрывают стол покрывалом- палатка) Наш лагерь готов.
-Мы можем начинать свои исследования.
(Руководитель экспедиции советует надеть очки чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили им глаза. Напоминает, чтобы дети фотографировали животный, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли, чтобы не пропустить что-нибудь интересное)
(Дети фотографируют животных, делают записи, измеряют глубину снежного покрова, наблюдают за погодой)
«Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга,
Нам ветер дует в спину.
Видят картину Северного оленя.
- Что это за животное?
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога-
Гордый Северный олень.
Царь всех северный зверей.
- Что вы знаете о Северном олене?
(Северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, и обувает, и одевает. Даже свои дома, яранги и чумы жители Севера для тепла покрывают сверху оленьими шкурами. Олень - неутомимое животное: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только его распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и ягель добывает).
- Идем дальше. А чьи это следы? (Белого медведя)
Давайте пойдем по его следам и может быть мы его увидим.
(Обращает внимание на медведей на льдине. Предлагает затаиться и понаблюдать за ними).
Белый медведь»
Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый
Он всю жизнь живет в снегу
На холодном берегу.
- Что мы знаем о белых медведях?
(Самый крупный хищный зверь Севера. Любит плавать в ледяной воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому он не скользит по льду, охотится за тюленями, ловит рыбу, моржей. В полярную ночь спит в берлоге из снега и льда. В декабре у медведице рождаются медвежата.
- А что это мы видим впереди?
Загадка «Холодный белый пароход по морю синему плывет. (айсберг)
А на айсберге пингвины.
Физ. минутка
«Вразвалку ходит, как моряк.
Белый галстук, черный фрак
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои пингвин.»
(Пингвин – это птица, ест рыбу, рачков, хорошо плавает, не боится холодов. Враг пингвинов – хищная птица поморник, морской леопард).
-А еще каких северных птиц вы знаете?
(Гагары, кайры, гаги, снегири, белые чайки, полярные совы).
«Вот полярная сова
Ей в ночь глухую не до сна.
Сторожит луну она.»
Руководитель обращает внимание на лежбище тюлений
(Тюлень хорошо плавает в холодной воде, ловко ныряет. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких, жестких волос. У тюлених рождаются по одному белому детенышу, которые вскармливаются молоком. Питаются рыбой, рачками.
«Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень.
На холодном льду лежит,
И не мерзнет, не дрожит.»
Не далеко от тюлений плавает в морской воде морж.
«Морж все время закаляется.
В ледяной воде купается.»
- Чем отличается морж от тюленя?
У моржа есть клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами. Ласты помогают им плавать и нырять. Не бояться холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от переохлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воду. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки. Питаются рыбками, моллюсками, рачками.
Экспериментирование «Лёд легче воды», «Таяние льда», «Измеряют глубину снега»
-Ребята что я очень сильно замёрзла, мороз становится ещё крепче, наш термометр показывает -40 градусов (отмечаем в своём дневнике наблюдения) Кажется нам пора возвращаться в лагерь. Сворачиваем свой лагерь и отправляемся в обратный путь.
-Но что случилось с Мишей? У него красные щёки, горячий лоб. Кажется, он простудился и заболел. Ему даже трудно идти. Что же делать?
(Дети предлагают свою помощь заболевшему, помогают добраться до ледокола, медсестра оказывает медицинскую помощь).
Капитан: Занимайте свои места, мы отплываем. Отдать швартовые, поднять якорь!
-Вот мы и прибыли в свой детский сад, вы получили много впечатлений, собрали массу материалов об Арктике, сейчас мы оформим дневник наших исследований и фотовыставку.