Юлия Ступникова
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы — радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 52 «МАЯЧОК»
Автор: Ступникова Юлия Алексеевна, воспитатель первой квалификационной
категории
ТАМБОВ, 2017
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и познавательной активности
Задачи:
Образовательные:
• расширение представлений детей о радуге как об атмосферном
• явлении;
• развитие экологического мышления, интереса к жизни природы;
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы „Чудо природы — радуга“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развитие диалогической, словесно-логической и обобщающих форм речи, обогащение словаря детей (лунная радуга, зимняя радуга-гало, преломление, отражение, призма)
Развивающие:
• развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
• развитие психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
• развитие уверенности в собственных силах и знаниях.
Воспитательные:
формирование умения сотрудничать в коллективе, учитывать мнение
других;
формирование умения замечать и эмоционально откликаться на красоту природы, передавать свои ощущения, эмоции, впечатления в продуктивной деятельности ( по выбору детей: рисование, лепка, аппликация)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, компактные диски, мыльные пузыри, призма, 7 стаканов, кисти, гуашь (5 цветов, акварель, пластилин, клей, заготовки для радуги (цветные полоски разной длинны, вата.
Ход занятия:
Дети входят в зал (аудиозапись дождя).
- Ребята, вы слышите, что это? (Дождь).
- Однажды я попала под дождь, а когда он закончился, и из-за тучек выглянуло солнышко, я взглянула на небо и увидела необыкновенной красоты чудо. Как вы думаете, что я увидела? (Радугу)
(Слайд - Радуга)
«Радуга»
Что за диво! Что за чудо!
Серый, скучный дождик шел.
Вдруг, возьмись из ниоткуда - разноцветный капюшон.
Ну, какой же он красивый - этот чудо капюшон!
Он зеленый, красный, синий - радугой зовется он!
Силина Н.
- Дети, кто из вас видел радугу? Конечно, радугу видели все, и взрослые и дети!
- Какое настроение было, когда вы увидели радугу? (веселое, радостное)
- Да, ребята, ведь слово «радуга» похоже на слово «радость». И взрослые, и дети радуются, когда на небе вдруг возникает удивительно красивая радуга.
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? И в каком порядке?
- Ребята, так как же появляется радуга! Кто ее строит или рисует, так быстро и так красиво?
Проблемный вопрос.
- Ведь капелька дождя бесцветная и лучик бесцветный. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте сейчас с вами посмотрим мультфильм и все узнаем.
Использование ИКТ (просмотр обучающего мультфильма о радуге).
- Так кто же все-таки строит радугу? (Солнечный луч и дождик)
- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики, давайте это проверим. Солнечный луч нам заменит - лучик от нашего проектора, а капельку воды нам заменит призма.
Опыт №1. Волшебный лучик
Цель: показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный. Прохождение луча света через стеклянную призму.
Делаем вывод: Лучик проходит через призму и распадается на 7 цветов радуги.
- Ребята, на что похожа радуга? (Дуга, коромысло, полукруг).
(Слайд - круглая радуга)
- Оказывается радуга-это не дуга, как мы с вами ее видим, а круг и это можно увидеть только с высоты птичьего полета или, если летишь на самолете. Ученым, удалось сфотографировать радугу с самолета.
(Слайд - лунная радуга)
- Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. И называют ее. (лунная радуга). Конечно она не такая яркая, как солнечная.
- Ребята, а бывает радуга зимой? (выслушиваем предположения детей)
- Оказывается, бывает, и это, по-моему, самое удивительное чудо!
(Слайд - радуга зимой)
- Зимняя радуга называется - гало.
- Ребята, а где можно встретить радугу без дождя?
(Слайд - радуга в фонтане, радуга в водопаде, радуга в поливочном шланге)
- Понаблюдайте летом на даче или около фонтана, и вы обязательно увидите там радугу. Для радуги нужны - вода и солнце!
- Ребята, если быть внимательными и наблюдательными, можно увидеть, что некоторые предметы, которые нас окружают, при попадании на них солнечных лучей или яркого света, вдруг начинают переливаться всеми цветами радуги! Вы когда-нибудь видели такое чудо? (мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
(Дети рассматривают радугу на компакт дисках и в мыльных пузырях).
- Я вам предлагаю поселить цвета радуги в эти стаканчики.
Проблемная ситуация - нет оранжевой и фиолетовой краски.
- Какой будет первый цвет - красный, а второй - оранжевый.
- Но у нас нет оранжевой краски, что делать? (Дети высказывают свои предположения).
- А хотите сделать свою радугу?
(Дети выбирают материал и способ изготовления «своей» радуги – рисование гуашью, акварелью, конструирование из цветной бумаги, лепка из пластилина).
- За этим столом можно нарисовать радугу! А здесь можно слепить радугу! А здесь можно сконструировать радугу! Выбирайте, какую радугу вы хотите сделать! (продуктивная деятельность детей под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс»).
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что тебя больше всего удивило сегодня?
- Что тебе сегодня особенно запомнилось?
- Что ты расскажешь дома?