Татьяна Качкачова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница-вода» для детей подготовительной группы
Программные задачи:
образовательные:
1. Уточнить и расширить знания детей о воде; познакомить со свойствами воды (не имеет формы; не имеет запаха; не имеет вкуса; вода-растворитель).
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
-закреплять умения работать с прозрачными пластмассовыми стаканчиками, палочками;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница вода“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-закреплять умения работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
развивающие:
1. Активизировать и обогатить словарь за счет слов: вода-жидкость, вода-лёд, вода-пар, вода не имеет формы, вода не имеет запаха, и вода не имеет вкуса.
воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «вода».
3. Дидактические игры: «какая бывает вода», «разрезные картинки».
4. Отгадывание загадок о воде.
5. Проведение экспериментов на тему «превращение воды».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материал и оборудование: иллюстрации по теме «вода», мяч, ноутбук.
Для воспитателя:
-поднос с предметами (пластмассовая бутылка, стакан пластмассовый, блюдце).
На каждого ребё нка: салфетка, ложка, один стакан с водой, один стакан сока, блюдечко, стакан с веществом, для растворения в воде, соломинка для коктейля.
Словарная работа: лаборатория, превращение, растворитель, вещество, очистительные сооружения.
Ход:
Воспитатель: Я предлагаю начать нашу встречу с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево).
Здравствуй, утро, здравствуй день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон).
-Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать, о чём сегодня мы будем говорить, отгадайте загадку:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда-
Руби хоть топором!
Нагрей её, и к небесам она
Взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут её…. (вода).
Дети: Вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о воде.
Давайте вспомним, где живёт вода на нашей планете?
У меня в руках волшебный мяч. Я бросаю мяч одному из вас, задаю вопрос: «Где живёт вода?», вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне. Правило такое, никто никому не подсказывает, только я могу помочь тому, у кого волшебный мяч.
Дети: море, речка, болото, озеро, океан, …. водопроводный кран.
Воспитатель: Ребята, часто воду называют волшебницей. Скажите, во что может превращаться вода?
Дети: Снег, лёд, туман, роса, дождь, айсберг, сосулька.
Воспитатель: Правильно, дети. Вода есть в морях, океанах, озёрах, реках, прудах, ручьях. Вода падает на землю в виде дождя. При нагревании вода превращается в пар. Вода бывает в замерзшем виде - снег, лёд. Всё это разные формы воды. Но в любом виде она необходима человеку.
Воспитатель: Давайте поиграем, представим, что я - мама Тучка, а вы - мои детки. Возьмите из голубого ведёрка капельки воды, которые вам понравились.
Вот теперь мы настоящая семья. Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки, звучит аудиозапись ручейка).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку, звучит аудиозапись речки).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу, звучит аудиозапись моря).
Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и затем возвращаются к воспитателю).
Капельки, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие по разным уголкам Земли! Вас ждёт много интересного.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики, и посмотрим на экран. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых занятиях (презентация «Вода»).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: Проводят опыты!
Воспитатель: Правильно, ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его (дети подходят к фонтану и рассматривают его).
Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется?
Дети: Этот предмет называется фонтан.
Воспитатель: А что льется в фонтане?
Дети: В фонтане льется вода.
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.
1 Опыт: «Вода- жидкость»
Воспитатель: Вы сказали: «Вода льётся, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды.
Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?
Дети: Осторожно, аккуратно.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. Почему вам удалось перелить воду из стакана на блюдечко?
Дети: Потому что, вода жидкая, и она может течь.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была бы жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
2 Опыт: «Вода не имеет собственной формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведё м опыт: будем наливать воду в блюдце, в баночку.
И так, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
3 Опыт: «Имеет ли вода вкус?»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взять трубочку и попробовать воду из стакана. Имеет ли вода вкус?
Дети: Нет, не имеет.
Воспитатель: А теперь попробуйте сок, имеет ли он вкус?
Дети: Да, имеет вкус ананаса.
Воспитатель: Вода, ребята, не имеет вкуса, но бывает, когда человек хочет пить, то он с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
4 Опыт: «Имеет ли вода запах?»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет?
Дети: Ни чем не пахнет.
Воспитатель: Вода не имеет запаха, однако из водопроводного крана может вода иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Воспитатель: Ребята, предлагаю сесть за компьютер и вспомнить с какими свойствами воды мы познакомились.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо- плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда будет отвечать на вопрос: «Вода- это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода- это плохо. Почему?».
И так, начали: «Вода- это хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умываться, и мыть руки, водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: 1 команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду «Вода- это плохо. Почему?»
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнутся и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
5 Опыт: «Вода- растворитель».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки:
Белый камень в воде тает. (сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
В воде родится, воды боится. (соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте её. Что теперь произошло с солью?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Молодцы ребята, проведя сейчас опыты с солью, с сахаром, мы выяснили, что вода является растворителем.
Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды, вода- одна из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети: Что вода- это жидкость, что вода не имеет собственной формы, вода не имеет вкуса и запаха, что вода- растворитель.
Воспитатель: Молодцы ребята! Спасибо вам за работу!