Светлана Косенко
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами магнитов.
2. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
3. Воспитывать интерес к экспериментированию.
4. Активизация словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „Чудо-магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Чтение сказок П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».
- Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» :
- Что такое подземные богатства?
- Из чего делают железо?
- Что внутри шахты?
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр :
«Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет», «Четвёртый лишний».
Методические приё мы:
• демонстрация опытов воспитателем;
• объяснение воспитателя;
• фронтальный опыт детей;
• индивидуальная работа с детьми;
• подведение итогов занятия;
• мотивация «Лаборатория»;
• Рефлексия «конверт со смайликами».
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов, намагниченные скрепки с держателем (пинцетом) для нагревания над пламенем свеча; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; колба с водой.
Демонстрационный материал:
• демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмасс, камень, дерево, железо, стекло, глобус;
• для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов»;
• для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Ход занятия^
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, расскажите какое у вас настроение?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми: Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся И прекрасное настроение сохраним.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от Незнайки который живет в цветочном городе. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. В своём городе я нашёл интересный камень, который упал мне на голову, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».
Воспитатель: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, учёные - это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. А вы хотите стать учеными?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ну, тогда ребята закрываем глаза крутимся вокруг себя три раза и оказываемся в волшебной лаборатории. (Дети проходят в лабораторию одевают халаты и шламы; воспитателъ вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит. Воспитатель: Если это магнит, то, какое его самое главное свойство?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов {пластмассовые пластины, деревянные, каменные, стеклянные, железные).
Опыт №1 (Свойства магнита)
Воспитатель: Перед вами находится коробка с различными предметами из разного материала. По очереди поднесите магнит к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в желтый поднос, а которые не притянутся - в голубой поднос.
Воспитатель: К каким предметам притянется магнит?
Дети: Магнит притянется к железным предметам.
Воспитатель: А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?
Дети: пластмасс, дерево, камень, стекло.
Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на дерево, бумагу, пластмасс, стекло исчезает.
Воспитатель (проверяет версию ребят) : Значит, Незнайка в цветочном городе действительно нашёл магнит.
Дети присаживаются за столы.
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте прикоснемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Вывод: Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнит «северный» минус, а с другой - «южный» плюс. Если магнит отталкивает другой, то это одинаковые плюса, а если присоединяется то это разные полюса.
Воспитатель: Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» - синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.
ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, и воду. У вас на подносах лежат эти предметы.
Дети проводят опыты с листом бумаги, стеклом, пластмассой, водой.
Воспитатель: Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?
Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.
ОПЫТ №4 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит - это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
ОПЫТ №5 "Магнит огня боится".
Воспитатель с помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над пламенем спиртовки или свечи и подносит к своей намагниченной скрепке.
Дети: отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот - красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу, а воспитатель находиться в середине круга.
Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат - «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне, «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками - «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками. После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей. Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни? Дети: Эти камни создала природа. Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа? Дети: Это искусственные камни.
Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты - это, какие камни?
Дети: Постоянные магниты - это искусственные камни.
Воспитатель: А что мы можем сказать о магните из цветочного города. Дети: Это искусственный и постоянный магнит.
После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам.
Работа к карточками:
а) Выберите из двух картинок ту, на которой изображён природный камень магнит.
в) Выберите то, чего боится магнит.
г) В каком случае магниты будут «дружить»?
Воспитатель: Спасибо Незнайке из цветочного города за его посылку, за его задание для нас. Мы многое узнали про магнит. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки и магнит из цветочного города).
Рефлексия
Мои юные учёные у вас у каждого в конверте ждет сюрприз, открываете конверт покажите этот сюрприз друг другу, это смайлики. Если вы считаете что вы справились с заданием, то поселите своего смайлика на верхнем этаже, а кто испытывал затруднение при выполнении задания, смайлики поселим этажом ниже.