Татьяна Свидерская
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чему человек научился у природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Чему человек научился у природы?»
Цель. Продолжать формировать представление детей о трудовой деятельности человека, о том, что своим трудом человек создает себе предметы для удобства и облегчения труда, заимствуя некоторые идеи у природы. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Учить подбирать прилагательные к существительным, объяснять смысл слов и понятий. Воспитывать уважение к людям труда.
Словарная работа. Умелец.
Активизация словаря: дрессировщик, хлебороб, овощевод, садовод, животновод, мастер.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Предварительная работа. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей, рассматривание картин и иллюстраций о труде людей в селе и городе, чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?», заучивание пословиц и поговорок о труде.
Ход НОД
Ритмическое упражнение «Цирк» (дети сидят в кругу в спальной комнате).
- Ребята, скажите, кто работает в цирке со зверями?
- А вы хотите попробовать себя в роли дрессировщика?
- Тогда вы будете хлопать в ладоши, а тигр по вашим хлопкам будет прыгать из тумбы на тумбу. Тумбы у нас будут заменять кубики. Давайте вспомним, маленький кубик – это какой будет звук? (короткий) А большой? (долгий)
- Приготовились. Сложите ладошки. Ритмическое упражнение в размере 4/4
- Получилось не очень слажено. Давайте еще раз попробуем.
В цирке дрессировщики повторяют со зверями одно и тоже упражнение много раз, чтобы все хорошо получилось.
- А теперь тигр будет прыгать в обратном порядке.
- Молодцы! Проходите теперь в группу и садитесь на стульчики.
(Дети переходят со спальни в группу и садятся на стульчики).
- Так кем вы были сейчас, ребята? А кто еще работает в цирке?
Как назвать всех этих людей одним словом? (Артисты).
- А зачем нам нужны люди этой профессии?
- Ребята, а всегда ли человек отдыхает, развлекается? Чем он тогда занимается еще? (Работает)
- Как можно сказать по-другому? (Трудится)
- Назовите профессии людей, которые создают для нас необходимые предметы, нужные сложные машины. (Строитель строит дома, швея шьет одежду, нефтяник добывает нефть, хлебороб выращивает урожаи хлеба, рабочие на заводе собирают машины).
- Сегодня мы поговорим с вами о том, у кого человек научился делать сложную технику.
- Как вы думаете?
- Хорошо. Давайте вместе разберемся.
Показываю картинку самолета (на мольберте).
- Что это? Кто его сделал? (Человек, рабочий).
- Как вы думаете, за кем наблюдал человек, чтобы сделать самолет? (За птицей).
- А ты как думаешь, Рома? А Витя?
- Почему вы так решили? (Птица летает и самолет летает).
Переворачиваю картинку птицы на мольберте.
- Давайте посмотрим, что общего у птицы и самолета (Два крыла, хвост, у птицы – клюв, у самолета – нос).
- Так как же человек догадался, что можно сделать самолет? (Он наблюдал за птицей)
Физминутка. Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел –
Посмотрел.
Левое крыло отвел –
Посмотрел.
Я мотор завожу
Р-р-р-р-р
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
- А загадки вы умеете отгадывать? Тогда отгадайте мою загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Переворачиваю картинку гриба на мольберте.
- Как вы думаете, какой необходимый для всех нас предмет придумал человек, глядя на гриб?
- Почему вы так думаете?
Переворачиваю картинку зонтика.
- Что общего у гриба и зонтика? (У гриба – ножка, у зонтика – ручка, у гриба – шляпка, у зонтика – купол, похожий на шляпку).
- Отгадайте еще одну мою загадку.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
На спине везет фонтан.
- Почему вы думаете, что это кит?
(Показываю картинку кита).
- А теперь подумайте и скажите, какую сложную и нужную машину придумал человек, наблюдая за китом? (Подводную лодку).
- Давайте перевернем картинку и посмотрим, правильно ли вы ответили. А почему лодка называется подводной?
- Посмотрите на картинки. Чем похожи кит и подводная лодка? (Подводная лодка по форме напоминает кита).
- Так у кого же учился человек, создавая сложные машины и другие необходимые предметы? (Человек учился у природы).
- Ребята, а кто такой умелец? Каким другим словом можно назвать такого человека? (Мастер).
- «Мастер на все руки» -- говорят про такого человека. А как это мастер на все руки?
- А как еще говорят о руках человека, умеющего все делать? (Умелые, золотые, уставшие, ловкие, сильные).
- Какие поговорки вы знаете о руках? (Умелые руки не знают скуки).
- Есть еще одна поговорка: «Нет скуки, коль заняты руки». Давайте скажем все вместе. А теперь тихо, шепотом.
- Егор скажи эту поговорку тихо. Алеша, а ты громко.
- Артем, проговори эту поговорку, как будто ты спрашиваешь.
- Юля, а ты просто ответь Артему на его вопрос.
- Ребята, а как это «Нет скуки, коль заняты руки»?
- А ваши руки умелые? Что умеют делать ваши руки?
- Давайте сделаем гимнастику для наших рук. Встаньте, сделайте круг.
Физминутка «Умелые руки» :
Наши руки – это волны.
Ветер гонит их вперед.
Наши руки – крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Наши руки – рыбки в море.
Плавают туда-сюда.
Наши руки – это крабы.
Разбежались кто куда.
- Вот сколько еще разных движений умеют делать ваши руки. Раз ваши ручки такие умелые, давайте представим, что мы мастера, а в нашей мастерской мы сегодня будем строить модели самолетов.
- Как можно изобразить самолет? (Его можно вылепить, нарисовать, сделать из бумаги).
-Подойдите сюда. Посмотрите, здесь у нас есть пластилин, бумага, краски и кисточки для рисования. Возьмите каждый из вас то, чем хотите сейчас работать. Садитесь за столы и принимайтесь за работу. А потом мы вместе рассмотрим, что же у нас получится.
Анализ работ.
- Какой самолет ты построил, Витя? Он пассажирский или грузовой? А может военный?
- Расскажи, Артем, как ты построил свой самолет?
Итог занятия.
- Чем мы с вами занимались?
- Что вам запомнилось из того, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- Как же человек догадался, что можно сделать самолет, зонт, подводную лодку?