Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР:
«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь»
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь».
2. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
3. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь диких животных, растений, птиц, человека.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР „Чтение рассказа А, Ливеровского и Э, Шима „Октябрь“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Оборудование: презентация.
Словарная работа: травяная ветошь, отнорки.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Наступил октябрь. Этот месяц среди осенних братьев-месяцев самый нарядный и живописный, особенно поначалу. За краткой золотой осенью, которая приходит в первую половину октября, наступит слякоть предзимья, дождь и снег.
Сегодня нам предстоит встреча с октябрьским лесом, потому что наши добрые знакомые писатели А. Ливеровский и Э. Шим снова приглашают нас прогуляться по лесу.
2. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э Шима «Октябрь».
Октябрь… Месяц осеннего бездорожья, голой остывающей земли, ледяных дождей и мокрого снега. Месяц забот о тепле и доме.
Хмурится лес, хмурится небо, хмурятся, морщатся большие лужи на залитых дождями полях.
Очень тихо в лесу. Хорошо слышно, как где-то близко на опушке, забравшись в рябину, квохчут и повизгивают дрозды, за полем в деревне лает собака, а там, где синяя кромка леса почти сливается с дремлющим небом, невидимые, трубят на отлёте лебеди.
Даже на очень большой берёзе легко сосчитать, сколько бьётся последних листьев. Один, два, три… совсем уже мало. Не шелестят они на ветру, как летом, в дружном гуле зелёного шума, не шуршат, как в пору листопада.
Каждый теперь поёт отдельно тоненько и грустно, как скрипка плачет.
Есть у людей дома, одежда, пища, не страшны им холода. А что зверям и птицам делать, когда захрустят по травам утренники и уснёт вода?
Есть домовитые звери. Прилежно устраивали и чистили барсуки свой подземный дом. Сухую подстилку в спальню натаскали, травяной ветошью отнорки прикрыли. Тепло, чисто, можно и вздремнуть. Много не много, а так с полгодика. Полез барсук свежим воздухом дохнуть. Подполз к выходу и чуть-чуть мордочку выставил. Прохладно на дворе. Сосны головами тихонько покачивают и плывут, плывут облака. Открылось голубое окошко в тучах, и оттуда медленно, покачиваясь, пушинка белая валится, прямо на барсучий нос. Упала и растаяла. Чихнул барсучонок, испугался и вниз пошёл. Что это за холодные перья? Отродясь такого не видывал.
У медведя берлога задолго приготовлена, мохом да еловыми лапами оборудована, а крыши пока ещё нет, крышу попозже вьюги совьют. Ходит медведь на последний промысел. Надо до снега успеть забытую на полосе овсяную бабку дососать, в одном знакомом овражке лосиные косточки доглодать, в болоте корешков поесть, особых, одному ему, медведю, ведомых. Сладко от них спится. Ходит медведь не спешно; босой ногой грязь со льдом месит. Как ему не холодно? Ничуть… Лапы шерстистые, а там, где голое, — жировая подмётка в палец толщиной, никакой мороз не прохватит.
Улетают птицы. Движется над стынущей землёй великий птичий поток. Летят птицы ночью и днём в одиночку, стадечками и стаями в тысячи голов. Лунной ночью множество невидимых путников перекликается где-то высоко под звёздным пологом. Иногда можно заметить, как тёмная цепочка пересекает лунный диск. Счастливого пути, голосистые наши гости! Пройдёт зима, и мы встретимся с вами снова.
Неустойчива осенняя погода. Яркие дни сменяются ненастьем, а потом вновь расходятся тучи, открываются голубые окошечки, и видно, как по ним скользят светлые нити паутины и белые пушки иван-чая, словно напоминая о снежинках, что скоро уже затанцуют в холодном небе.
3. Беседа по содержанию рассказа «Октябрь».
- Что говорят авторы об октябре в первом же предложении рассказа? (Ответы детей: это месяц осеннего бездорожья, голой остывающей земли, ледяных дождей и мокрого снега).
- Каково ваше впечатление от встречи с лесом? (Ответы детей: видим, что лес хмурится, потому что хмурится небо).
- Какие птицы квохчут и повизгивают на опушке леса, забравшись в рябину? (Ответы детей: дрозды).
- А какие невидимые птицы трубят на отлёте? (Ответы детей: лебеди).
- Почему не шелестят на ветру и не шуршат, как в пору листопада, листья на большой берёзе? (Ответы детей: листья берёзы уже опали).
- Почему людям не страшны приближающиеся холода? (Ответы детей: есть у людей дома, одежда, пища, поэтому не страшны им холода).
- А как звери готовятся в октябре к зиме? (Ответы детей: барсуки прилежно устраивали и чистили свой подземный дом. Они натаскали сухую подстилку в спальню, травяной ветошью отнорки прикрыли).
- Как медведь приготовил свою берлогу к зиме? (Ответы детей: оборудовал мохом и еловыми лапами).
- Почему не мёрзнут лапы у медведя, когда он идёт по грязи со льдом? (Ответы детей: у него лапы шерстистые, а там, где голое, — жировая подмётка в палец толщиной, никакой мороз не прохватит).
- Расскажите, как улетают в октябре перелётные птицы в тёплые края? (Ответы детей: летят птицы ночью и днём в одиночку, стадечками и стаями в тысячи голов).
- Почему авторы говорят, что осенняя погода неустойчива? (Ответы детей: яркие дни сменяются ненастьем, а потом вновь расходятся тучи и выглядывает осеннее солнце).
4. Физкультминутка «Мы дорожки подметаем».
Мы дорожки подметаем, (Имитация движений.)
Листья в кучи собираем, (Наклониться, имитировать движение.)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (Подскоки на месте.)
Ох, устали, (Обтереть пот со лба.)
Отдохнем (Присесть.)
И домой скорей пойдем. (Шаги на месте.)
5. Дидактическая игра «Осенние картинки».
Дидактическая задача: найти картинки, которые принадлежат к осенней тематике.
Оборудование: картинки с изображением времён года.
Правила. Дети должны выбрать из предложенных шести картинок те, на которых изображена осень.
6. Итог.
В хмуром октябрьском лесу звери готовятся к зиме. Перелётные птицы покидают наши края и летят в далёкие тёплые страны. А мы ждем последний осенний месяц ноябрь.