Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Образ Снегурочки в сказке и на картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкая область
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми
по речевому развитию
«Образ Снегурочки в сказке и на картине»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2019 г.
Цель:
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию „Образ Снегурочки в сказке и на картине“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
2. Пополнять литературный багаж детей сказками.
3. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
4. Продолжать знакомить детей с репродукциями картин известных художников.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Словарная работа: скандировать, парчовая шуба.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Каждый год на новогодний праздник вместе с Дедом Морозом к нам приходит Снегурочка.
Мы давно уже привыкли к появлению этой сказочно прекрасной, веселой и доброй русской красавицы на новогодних торжествах, и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.
Сегодня мы познакомимся с образом Снегурочки в русской народной сказке, которая так и называется «Снегурочка», и рассмотрим репродукцию картины художника В. Васнецова «Снегурочка».
2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем?
- Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.
Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Пойдем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать!
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
- Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес.
Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками.
Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
Обернулись подружки — а Снегурочки нет.
Стали кликать они ее:
- Ay, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
3. Беседа по содержанию сказки.
- Какое чувство вызывает у вас конец сказки? (Ответы детей: сожаление, что Снегурочка растаяла и обратилась в облачко).
- Как менялось ваше настроение по мере знакомства со сказкой? (Ответы детей: сначала оно было весёлое от того, что у стариков появилась дочка, а потом грустное, когда наступила весна, и Снегурочка стала прятаться от солнца).
- Как исчезла Снегурочка? (Ответы детей: растаяла).
4. Физкультминутка " Зима".
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (Имитация лепки снежков.)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (Шагаем, высоко поднимая колени.)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (Пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях.)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (Плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях.)
И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (Соответствующие движения.)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (Развести руки в поклоне и поставить на пояс.)
5. Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Перед нами «Снегурочка» — известная картина Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1899 году.
На белоснежной поляне тёмного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка. Над ее головой — темное ночное небо, кое-где искрящееся звездами, вдалеке на горизонте едва видны огоньки деревенских окон. Тёмная ночь скрывает очертания деревьев и избушек на заднем плане, на толстом снежном слое отпечатались глубокие следы, идущие из леса.
6. Беседа по содержанию картины.
- В каких тонах изображена Снегурочка? (Ответы детей: в белых тонах, ведь она Снегурочка).
- Опишите одежду Снегурочки. (Ответы детей: На Снегурочке длинная парчовая шуба, такая же шапка, рукавички).
- Что можно рассмотреть на лице Снегурочки? (Ответы детей: Снегурочка одна в тёмном зимнем лесу, поэтому ей немного страшно и тревожно).
- Как передвигается Снегурочка по лесу? (Ответы детей: осторожно, не спеша, внимательно осматривает то, что находится рядом).
- Что изобразил художник на заднем плане картины? (Ответы детей: несколько невысоких деревьев, которые колышутся от ветра).
- Что вы скажете о снеге, изображённом на картине? (Ответы детей: снега много, можно рассмотреть следы диких животных).
- Опишите три ёлочки, которые изображены художником впереди Снегурочки. (Ответы детей: на иголках ёлочек лежит снег).
- Какое впечатление произвела на вас картина В. М. Васнецова? (Ответы детей: понравилась и запомнилась, потому что на ней изображена добрая и любимая Снегурочка).
7. Итог.
Вижу, что наша встреча с образом Снегурочки была для вас интересной, потому что она знакома и любима всеми с самого раннего детства.