Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию «Чтение рассказа Ю. Коваля «Стожок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми
по познавательному развитию
«Чтение рассказа Ю. Коваля «Стожок»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Цель:
1. Продолжать расширять представления детей о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
2. Познакомить с рассказом Ю. Коваля «Стожок».
Словарная работа: стожок, сподручней,
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию „Чтение рассказа Ю, Коваля „Стожок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование: иллюстрации к рассказу Ю. Коваля «Стожок».
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Скоро наступит зима. У животных леса это сама тяжёлая пора. Они готовятся встретить зиму.
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах, потому что им кормиться нечем: ягод, грибов, зелёных растений нет. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замёрзнуть и не проголодаться до весны, а сейчас они утепляют свои берлоги.
2. Беседа «Медведь зимой спит в берлоге».
- О каких животных идёт речь? (Ответы детей: о медведях).
- Где устраивает медведь берлогу? (Ответы детей: в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём).
- Почему про мишек говорят, что они сосут зимой лапу? (Ответы детей: зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет, и медведь облизывает подошвы горячим языком).
- Почему именно зимой появляются у медведицы крошечные медвежата? (Ответы детей: только в это время у медведя есть свой «дом», ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придётся).
- Чем питается новорождённый медвежонок? (Ответы детей: молоком матери).
- Почему медвежонку вполне хватает молока, ведь медведица ничего зимой не ест и живёт за счёт жира, скопленного летом и особенно осенью? (Ответы детей: медвежонок рождается крошечным, может уместиться на ладони взрослого человека. Большому медвежонку было бы очень голодно, а маленькому молока вполне хватает).
- Сегодня я хочу прочитать вам рассказ писателя Юрия Коваля, который называется «Стожок». Внимательно послушайте рассказ, а удивляться содержанию будем вместе.
3. Чтение рассказа Ю. Коваля «Стожок».
У излучины реки Ялмы в старой баньке жил, между прочим, дядя Зуй.
Жил он не один, а с внучкою Нюркой, и было у него всё, что надо, — и куры, и корова.
- Свиньи вот только нет, - говорил дядя Зуй. - А на что хорошему человеку свинья?
Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не просто сметал - хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.
А когда наступила зима, дядя Зуй про то сено забыл.
- Дед, - говорит Нюрка, - ты что ж сено-то из лесу не везёшь? Ай позабыл?
- Какое сено? - удивился дядя Зуй, а после хлопнул себя по лбу и побежал к председателю лошадь просить.
Лошадь председатель дал хорошую, крепкую. На ней дядя Зуй скоро до места добрался. Смотрит - стожок его снегом занесён.
Стал он снег вокруг саней ногой раскидывать, оглянулся потом - нет лошади: ушла, проклятая!
Побежал вдогонку - догнал, а лошадь не идёт к стогу, упирается.
«С чего бы это она, - думает дядя Зуй, - упирается-то?»
Наконец-таки запряг её дядя Зуй в сани.
- Но-о-о.
Чмокает дядя Зуй губами, кричит, а лошадь ни с места - полозья к земле крепко примёрзли. Пришлось по ним топориком постукать - сани тронулись, а на них стожок. Так и едет, как в лесу стоял.
Дядя Зуй сбоку идёт, на лошадь губами чмокает.
К обеду добрались до дому, дядя Зуй стал распрягать.
- Ты чего, Зуюшко, привёз-то! - кричит ему Пантелеевна.
- Сено, Пантелеевна. Чего ж иное?
- А на возу у тебя что?
Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза - медведь!
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.
- Стой! - закричал дядя Зуй. - Держи его, Пантелеевна!
Рявкнул медведь и пропал в ёлочках.
Стал народ собираться.
Охотники пришли, и я, конечно, с ними. Толпимся мы, разглядываем медвежьи следы.
Паша-охотник говорит:
- Вон какую берлогу себе придумал - Зуев стожок.
А Пантелеевна кричит-пугается:
- Как же он тебя, Зуюшко, не укусил?.
- Да-а, - сказал дядя Зуй, - будет теперь сено медвежатиной разить. Его, наверно, и корова-то в рот не возьмёт.
4. Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам.
5. Беседа по содержанию рассказа Ю. Коваля «Стожок».
- Как сметал стожок сена летом дядя Зуй? (Ответы детей: поставил стог не на землю, а на сани).
- Почему он так сделал? (Ответы детей: чтобы сподручней было зимой сено вывезти).
- Как вела себя лошадь около стожка, когда дядя Зуй приехал зимой его забирать? (Ответы детей: пока дядя Зуй вокруг саней, на которых стоял стожок, раскидывал ногой снег, лошадь ушла).
- Расскажите о поведении лошади, когда дядя Зуй догнал её и хотел привести к стожку? (Ответы детей: лошадь упиралась, не шла к стогу).
- Что сказала дяде Зую, встретившая его в деревне Пантелеевна? (Ответы детей: Ты чего, Зуюшко, привёз)
- Кого Пантелеевна увидела на возу? (Ответы детей: медведя).
- Как медведь соскочил с саней? (Ответы детей: медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал).
- Теперь вы догадались, почему лошадь не хотела подходить к стожку? (Ответы детей: чувствовала, что в стогу находится медведь).
- Кто собрался около саней? (Ответы детей: народ).
- Где же медведь сделал себе берлогу). (Ответы детей: в стогу сена).
6. Итог.
Сегодня вы узнали об удивительно смекалистом медведе, который устроил себе берлогу в стогу сена. Запомните этот рассказ, расскажите дома родителям, чтобы они тоже знали, что медведь может зимовать не только в берлоге, но и в стогу сена.