Свистункова Елена
Конспект совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Родники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной деятельности по духовно - нравственному воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
«Родники»
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Цель. Формировать духовно - нравственные понятия, патриотические чувства.
Задачи.
Образовательные. Формировать у детей интерес к истории родного края. Познакомить детей с наиболее известными родниками Кузнецкого района.
Публикация «Конспект совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста „Родники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие. Развивать умение формулировать проблему, планировать эксперимент и ход деятельности для получения желаемого результата; развивать умение делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные. Воспитывать у детей нравственное отношение к святым местам, к красоте природы.
Ход.
Дети играют, занимаются в уголках занятости.
Воспитатель в уголке экспериментирования.
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Какая вода в стакане? (мутная). Как вы думаете, можно её очистить?
(предположения детей)
Воспитатель: Может быть, кто-нибудь знает, как это сделать? (ответы детей) Это можно сделать при помощи фильтра. Фильтр – это материал, через который пропускают воду. У вас есть различные материалы, попробуйте сделать фильтр самостоятельно (дети рассказывают и показывают процесс изготовления фильтра).
- В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью мутную воду через воронку в другой стакан. Она стала чистой.
- В качестве фильтра я использую уголь. Положу его в воронку, перелью мутную воду через воронку в другой стакан. Вода стала чистой.
- Какой фильтр самый лучший?
- Почему вы так решили?
- Легко было очистить воду?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воду загрязнить легко, а очистить трудно. Грязную воду можно фильтровать и она станет чистой.
Где в природе можно найти чистую воду, чтобы можно было пить?
(предположения детей)
- А кто из вас знает, что такое родник?
(Водный источник, бьющий или текущий из глубины земли. По – другому родник называют «ключ).
- Вот как описывает Сергей Тимофеевич Аксаков родник:
«Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у её подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами» («Детские годы Багрова – внука»).
В родниках, как правило, очень чистая и вкусная вода.
На карту Кузнецкого района занесено 58 родников. Но ещё существует огромное количество небольших родников.
Порассуждаем о том, как надо вести себя у родника.
- Воду из родников, находящихся в городской черте, пить в сыром виде не рекомендуется. У родника можно посидеть в жаркий день, ополоснуть руки, умыть лицо. Ни в коем случае нельзя ничего бросать в родник, тем более оставлять рядом с ним мусор. Как вы думаете, почему?
(Рассуждения детей)
- Вы верно отметили. Каждый человек должен беречь природу, сохранять её красоту для себя и для тех, кто придёт после нас. От мусора родник может просто исчезнуть, вода уйдёт в другое место.
Воспитатель читает стихотворение М. Смирновой «Стариков родник».
Весной на пригорке пробился родник,
Сквозь глину и камни на свет он проник
И, свежую струйку плеснув на песок,
Проделал дорожку, по склону потек.
Его обнаружил старик садовод:
- Хорошая жила кипучая бьет!
Сейчас я камнями ее обложу,
А осенью яблони здесь посажу…
Старик укрепил меж камней желобок,
Струя серебром полилась на песок.
Любуется старый прозрачной водой,
Подставил под желоб в мозолях ладонь
И пьет не напьется, и мочит свой ус:
- Уж больно приятна водица на вкус!
…Бегут и бегут незаметно года,
Шумливая льется по склону вода,
Над ней наклонились кусты ивняка,
И яблони встали вокруг родника,
Как девушки в белом весною стоят.
Листвой молодою тихонько шумят.
Давно уж не видно садовника тут,
Но люди родник стариковым зовут,
И славит садовника яблонный цвет
- Ведь доброму делу забвения нет.
- Подумайте, какие качества проявились в старом человеке.
-Как вы думаете, почему герой стихотворения обустроил родник, посадил яблони?
На территории нашего Кузнецкого района немало родников, вода в которой считается целебной. Их называют ещё «святыми».
- Многие из этих родников имеют свою историю.
СВЯТОЙ РОДНИК МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ
Источник, на котором явилась икона святой мученицы Параскевы, обустроен в 2004-2007 годах: здесь сооружен храм-часовня и сделана купальня. Родник расположен в 800 метрах от села по дороге на село Сурмино.
РОДНИК СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ
После того как на роднике явилась икона Параскевы Пятницы, над ним в 1-й половине XIX века построили Пятницкую церковь-часовню, которая в советское время была сломана. В 1999-2005 годах ее восстановили, а в 2008 году на источнике оборудовали купальню.
БУТУРЛИНСКИЙ РОДНИК
На улице 1-й Бутурлинской есть два родника, отмеченных кирпичными башнями-часовнями, - в начале и в конце улицы.
Легенда о «Часовенном» роднике в селе Никольское Кузнецкого района
В селе Никольское, в лесу, в доле мелькает крутая тропинка. Там стояла часовенка, а под ней, то есть в нутрии дома, где жили монахи бил родник - чистейшей воды.
Родник находился в подполье часовни. Вот и стали его называть «часовенным» родником. В часовне жили монахини и вместе с прихожанами (жителями села) проводили службы.
После служб прихожане набирали воду, и несли домой. В селе в то время была церковь, которая стояла там, где сейчас находится молитвенный дом.
В большие христианские праздники из церкви шли в часовню крестные ходы, прихожане несли иконы в часовню, где проходили службы и иконы приобретали целительную силу.
Ходит поверье, что когда – то давно в этом маленьком роднике стала появляться икона – Николая Чудотворца. Она плавала в воде, на поверхности. Но в руки она не давалась, исчезала.
Вот отсюда – версия, название села Никольское, от иконы Николай Чудотворец. Потом, говорят, икона исчезла совсем, но это никто уже не может подтвердить.
К источникам едут люди, чтобы набрать воды, окунуться с головой в родник, посидеть в тишине, набраться сил и здоровья. В подобных местах нельзя кричать, шуметь, бегать, брызгать друг в друга водой, громко смеяться.
Надо помнить, как возникли родники, и подходить к ним с особым чувством – желанием стать лучше, душевнее, добрее, тогда целебная вода обязательно поможет.